............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Самые красивые мозаики Москвы: где их искать и что они означают

Люди создают мозаику уже как минимум пять тысяч лет. Римскую собирают из смальты (мелких кусочков цветного непрозрачного стекла), а флорентийскую — из каменных пластин разной формы. В России мозаикой украшали храмы, а на рубеже XIX-XX веков начали оформлять ей фасады домов и интерьеры. В советские годы она стала одним из главных видов монументального искусства. Мозаику использовали и как средство пропаганды, и как декоративный прием. А в 1960-1980-е — ещё и как способ показать функцию здания.

В путеводителе от историка архитектуры и экскурсовода проекта «Москва глазами инженера» Регины Поливан — общедоступные мозаики на фасадах, в интерьерах зданий и станций метро. В основном это советские работы, но есть и современные.

Мозаичное панно Дворца пионеров на Воробьевых горах
2

Одна из первых модернистских мозаик в Москве расположена на Дворце пионеров — манифесте новых принципов архитектуры. Многофигурная композиция Евгения Аблина объединяет пионеров у костра, комсомольцев и профиль Ленина. Она выполнена в смешанной технике: цветное стекло (смальта) и поливная керамика сочетаются с рельефными изображениями из белого цемента.

Оранжево-красный тон с вкраплением синего помогает воспринимать композицию с дальних точек и хорошо сочетается с зеленью площади Парадов. Во время реставрации 2022 – 2023 годов специалисты восстановили утраченные элементы панно, убрали сколы и трещины на стеклянных фрагментах.

Улица Косыгина, 17 к1Гагаринский, Москва
Мозаичное панно Лента Мёбиуса на ЦЭМИ РАН
1
Архитектор Леонид Павлов хотел придать Центральному экономико-математическому институту какой-то яркий акцент, связанный с назначением здания. Так на фасаде появился бетонный рельеф, покрытый мозаикой и выступающий на шесть метров над плоскостью стены. Художники Элеонора Жарёнова и Владимир Васильцов изобразили символ бесконечности — ленту Мёбиуса. Именно ей комплекс обязан своим народным названием Дом с ухом.
Нахимовский проспект, 47Черёмушки, Москва
Мозаичное панно на кинотеатре «Октябрь»
1
Коллаж с изображением сцен революционной борьбы, имитирующий склейку фрагментов киноленты, покрывает верхнюю часть здания. Кинотеатр «Октябрь» стал частью ансамбля Нового Арбата (бывший проспект Калинина) и открыл двери для зрителей в год пятидесятилетия революции. Художники Андрей Васнецов, Виктор Эльконин и Николай Андронов мозаикой из смальты и натурального камня развернули эпическое повествование о событиях 1917 года, выбрав для этой темы красно-рыжие плотные оттенки.
Улица Новый Арбат, 24Арбат, Москва
Мозаичное панно Пожарная часть
1
Торец старинного здания Мещанской пожарной части — глухая стена, на которой в советские годы появилась мозаика (автор неизвестен). Панно из смальты с объёмными элементами создаёт эффект трёхмерного пространства, в котором пожарные борются с огнём. В полукруглой нише с правой стороны когда-то висел колокол, поддерживающий иллюзию архитектурной 3D-модели.
Улица Гиляровского, 29Мещанский, Москва

Ансамбль Нового Арбата завершает комплекс зданий Совета экономической взаимопомощи. В него входят высотный дом-книжка и цилиндр конференц-зала. Последний волей авторов архитектурного проекта Михаила Посохина и Ашота Мндоянца снаружи и внутри оказался опоясан абстрактной мозаикой по эскизам художника Григория Опрышко. Подобная эстетика в конце 1960-х была настоящим прорывом для советского монументального искусства, стремившегося к реалистичности.

Доступ в конференц-зал для всех желающих закрыт, зато осмотреть мозаику снаружи может каждый.

Улица Новый Арбат, 36Арбат, Москва
Мозаичные панно Московского дворца молодёжи

Московский дворец молодёжи — один из самых известных долгостроев СССР. Его начали проектировать в 1965 году, а завершили строительство только в 1987-м. Заметить тянущийся по периметру здания мозаичный фриз, который рассказывает историю советского государства, не так просто: его разместили довольно высоко и спрятали под вынесенной вперёд кровлей.

Среди героев панно — участники Гражданской и Великой Отечественной войн, творческая молодёжь, спортсмены, учёные, космонавты.

Комсомольский проспект, 28Хамовники, Москва
Мозаичные панно библиотеки 2-го Медицинского института
1

Фасады библиотеки Российского национального исследовательского медуниверситета имени Пирогова — самой яркой части ансамбля Второго меда — покрыты мозаиками, выполненными в нехарактерной для советского искусства эстетике магического реализма. Художники Леонид Полищук и Светлана Щербинина вдохновлялись работами мексиканских монументалистов (например, Сикейроса и Ороско). Получились графичные, с искажёнными пропорциями изображения-символы: «Спасение», «Рождение», «Надежда» и «Исцеление».

Композиции воспроизводят хрупкость и таинственность человеческой жизни: кусочки цветного стекла выложены на плиты основы максимально гладко, между ними почти не видно швов. Поэтому здесь практически отсутствует обычный для мозаики эффект рукотворности.

Улица Островитянова, 1 ст5Обручевский, Москва
Мозаичная композиция «Наука» — это монументальная женская фигура, возвышающаяся над группой людей разных профессий (от инженера до космонавта). В вытянутой вверх руке женщина-аллегория держит пятигранник с гербом СССР, второй рукой она указывает на ГЭС и другие технические сооружения. В верхней полосе мозаичного набора — космос с планетами и спутниками. Одним словом, в этой композиции собраны главные советские символы 1960-х.
Технопарк Сапфирулица Щербаковская, 53 к2Соколиная Гора, Москва

В начале 1970-х мозаичным панно украсили зал ожидания на Щёлковском автовокзале. Его автор — художник Юрий Королёв. Во время реконструкции автовокзала в 2020 году мозаики демонтировали из интерьеров, отреставрировали и разместили на одной из внешних стен нового комплекса.

Несмотря на название, панно «Моя Родина» практически не воспроизводит идеологические символы, а работает в основном с фольклорными и даже религиозными мотивами. Среди изображений можно увидеть храм, а космонавт в невесомости напоминает парящего ангела.

Щёлковское шоссе, 75Гольяново, Москва
Мозаичное панно на бывшей типографии «Детская книга»
1

Эта мозаика — память о типографии, основанной в XIX веке, а в советское время ставшей фабрикой «Детская книга». После реконструкции в 1970-х на фасаде здания появилась панно, созданное по эскизу художника Игоря Бережного. Кусочки смальты нанесли на мелкую плитку. В центре композиции — читающие дети, а вокруг них — плоды просвещения (от новых зданий до полёта в космос).

В 2010-х годах бывшую типографию снесли, однако стену с мозаикой сохранили и интегрировали в объём нового жилого комплекса.

ЖК JAZZулица Сущёвский Вал, 49Марьина Роща, Москва
Мозаичное панно на здании музея «Бородинская битва»

Мозаика на здании музея «Бородинская битва» — и приём художественного оформления архитектуры, и её смысловой маркёр. Догадаться о триумфальной тематике панорамы, созданной в начале 1960-х, довольно сложно. На помощь приходит мозаика: многофигурная композиция художника Бориса Тальберга сообщает, каким событиям посвящён музей.

Фигуры героев 1812 года выполнены в красно-голубой гамме и воспроизводят эстетику книжной иллюстрации. Среди персонажей выделяется парящая женщина с мечом в руке, которая символизирует победу.

Сквер Бородинская битваКутузовский проспект, 38 ст1Дорогомилово, Москва
Мозаичные панно «Спорт» и «Спорт и дети»

Мозаики могут рассказывать историю места. Так случилось с панно «Спорт» и «Спорт и дети», которые с 1960-х украшали ограду стадиона «Юных пионеров» на Ленинградском проспекте. Сегодня на его месте — новые дома, но мозаики удалось сохранить: их перенесли на променад у жилого комплекса.

Композиция «Спорт», созданная Эльвирой Жерносек, изображает вратаря в энергичном броске за мячом. Героиня панно «Спорт и дети» Мартуни Потикяна — девочка со скакалкой, стоящая на фоне легкоатлетов и велосипедистов. Малые размеры модулей римской мозаики позволили достичь высокой точности и изящества в передаче спортсменов.

ЖК Царская площадьЛенинградский проспект, 31 ст1Беговой, Москва
Мозаичное панно с изображением космонавта
Мозаичное панно насыщенных цветов украшает глухой торец школьного здания, построенного в конце 1960-х годов. Автор мозаики — художник Юрий Королёв. Объём композиции придают белые линии контура, не заполненные смальтой. Космонавт изображён идущим в невесомости со звездой в руках.
Варшавское шоссе, 12Донской, Москва

В 1968 году в парке Горького открылось кафе «Времена года», рассчитанное на 1200 гостей. Это было самое большое на тот момент заведение общепита в стране. В перестройку кафе закрылось, не выдержав конкуренции с маленькими точками. А в 2011 году здание было реконструировано архитектором Ремом Колхасом — и теперь здесь прописан музей современного искусства «Гараж».

О бывшей модернистской стекляшке «Времен года» напоминает мозаичное панно «Осень». Это яркая динамичная композиция из смальты, в центре которой рыжеволосая девушка парит в замысловатом пейзаже.

Парк им. М. Горькогоулица Крымский Вал, 9 ст32Якиманка, Москва

У панно «КПСС», открывающего сегодня въезд в бизнес-парк, извилистая траектория судьбы. Сначала, в 1970-х годах, его разместили в одном из цехов НИИ «Графит», который разрабатывал специальные виды углеродных материалов и изделия из них. В 2010-х мозаика пропала, а потом обнаружилась в одном из московских баров. В 2021 году, после реставрации активистами сообщества «Вспомнить все», панно вернули на территорию «Графита».

Яркая мозаика из смальты включает в себя аббревиатуру КПСС, Спасскую башню и три профиля героев труда: рабочего, инженера и девушки-сварщицы. Доступ к панно открыт для всех желающих.

ГрафитЭлектродная улица, 2 ст34Перово, Москва
В 1987 году Московский ликёро-водочный завод получил название «Кристалл», а общественные пространства его расфасовочного цеха начали украшать мозаикой. В итоге обширная композиция заняла холл первого этажа и три лестничных марша. Её собирали из серых, розовых, белых и коричневых кусочков керамики одинакового размера. На панно — периоды истории Москвы и знаковые объекты: Кремль, МГУ, цирк на проспекте Вернадского, Лужники, памятник Пушкину и многое другое. Сегодня посмотреть эти мозаики могут все желающие.
Самокатная улица, 4 ст1Лефортово, Москва
Спорт — одна из популярных тем советского монументального искусства. Неудивительно, что сюжеты, связанные с ним, украшают спортивные объекты и профильные учебные заведения. В начале 1970-х на фасаде Института физкультуры (сегодня — Российский университет спорта) появилось мозаичное панно «Эстафета» художницы Клавдии Тутеволь, ученицы Александра Дейнеки. Герои композиции — три легкоатлета: девушка несёт олимпийский факел, юноши передают эстафетную палочку. Их бег — символ движения, энергии, устремлённости вперёд.
Сиреневый бульвар, 4Измайлово, Москва
Мозаичное панно на НПО ЦНИИТМАШ
Абстрактные мозаики появлялись в советской архитектуре 1960-х – 1980-х годов, однако количественно заметно уступали фигуративному искусству. Чаще всего их создавали на фасадах и в интерьерах зданий, связанных с техническими или естественными науками. Так, в середине 1970-х годов по эскизам Нинели Мироновой два глухих фасада Центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения оформили многоцветными панно, состоящими из сетки прямоугольников и нескольких окружностей.
Шарикоподшипниковская улица, 4 к1аЮжнопортовый, Москва
Мозаичное панно на Доме оптики

Вход в Дом оптики украшает фантазийное панно «Макромир — микромир. Макрокосм — микрокосм», выполненное в нежных зелёно-голубых тонах. В центре композиции — планета Земля, линзы и призмы, а сюрреалистичные образы слева и справа можно трактовать как формы жизни, рассмотренные под микроскопом или в телескоп.

Панно в начале 1970-х годов создал художник Евгений Казарянц в технике римской мозаики. Мелкие кусочки смальты создают впечатление зыбкой дымчатой текстуры.

Проспект Мира, 176Алексеевский, Москва
Мозаичное панно «Женская мода»
В советское время на первом этаже жилого дома работал магазин фабрики одежды «Женская мода». С 1982 года его фасад украшает мозаичное панно «Женщины и мода» художницы Елены Романовой. Композиция показывает эволюцию женского костюма: в центре — античная красавица в хитоне, по краям — дамы в кринолинах и корсетах, а в правом нижнем углу — советская модница в жёлтом комбинезоне и на шпильках.
Измайловское шоссе, 6Соколиная Гора, Москва
Мозаичное панно завода «Серп и молот»

Мозаика не самый мобильный объект монументального искусства, но иногда перемещение — единственная возможность её сохранить. Сегодня в интерьерах бара «Интеллигенция» на Таганке можно увидеть панно, которое вывезли с территории завода «Серп и молот» во время сноса предприятия.

Мозаика неизвестного автора выполнена в духе авангардного плакатного искусства: на геометричный фон наложен силуэт Кремля. Игра цвета и размера создаёт эффект мерцания пятиконечных звёзд, вписанных в ромбы.

Улица Александра Солженицына, 17 ст1Таганский, Москва
«Маяковская» — первая станция московского метро, оформленная мозаиками, — была открыта в 1938 году. Архитектор Алексей Душкин в качестве опор использовал колонны на стальном каркасе. Своды всех получившихся ячеек украшают мозаики, объединённые в цикл «Сутки Страны Советов». Каждый сюжет связан с небом (чтобы избавить пассажиров от ощущения подземного пространства) и воспроизводит сценарии его покорения. Мозаики изготовлены в мастерской Владимира Фролова по эскизам Александра Дейнеки.

При строительстве второго вестибюля станции в 2005 году решили продолжить мотив воздухоплавания и оформить свод в эскалаторном зале огромным мозаичным панно, имитирующим купол неба.

Тверская улица, 30/2 ст5-6Тверской, Москва
Мозаичные панно станции метро Комсомольская (кольцевая)

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии — последняя работа архитектора Алексея Щусева. Она оформлена в эстетике московского барокко, а одно из главных её украшений — мозаика на сводах, выполненная в начале 1950-х годов по эскизам художника Павла Корина.

На панно изображены русские полководцы, упомянутые в речи Сталина 7 ноября 1941 года: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Мозаики реалистичны и символичны одновременно, как было принято в византийской традиции. Основным цветом стал золотистый. Он символизирует божественное присутствие и благодать.

Комсомольская площадьКрасносельский, Москва
Мозаичное панно на станции Проспект Мира (Кольцевая)
Когда станцию открыли в 1952 году, в её вестибюле был барельеф с профилем Сталина. После развенчания культа личности его демонтировали, а возникшую пустоту заполнили сине-бежевым панно из смальты «Матери Мира» А. Кузнецова. Мозаика, созданная в 1967 году, удачно перекликалась с новым названием станции, до 1966-го именовавшейся «Ботанический сад». Идея дружбы народов в композиции передана образами женщин и их детей, представляющих разные этносы, но строящих общую башню из кубиков.
Проспект Мира, 38Мещанский, Москва
В павильоне южного наземного вестибюля станции «Чертановской» 1983 года — панно «Строительство новой Москвы», выполненное по эскизам художников Михаила Алексеева и Любови Новиковой. Мозаика в сине-оранжевой гамме изображает разные этапы процесса: монтаж деталей, сварку и даже новоселье — на фоне панорамы растущей Москвы.
Чертаново Северное, Москва
Мозаичное панно на станции Савёловская
Станция «Савёловская», открытая в 1988 году, оформлена в сдержанной модернистской эстетике: поверхности отделаны светлым мрамором, а на путевых стенах размещены панно с преобладанием коричневой смальты. Над ними работали художники Николай Андронов, Юрий Родин, Виктор Родин, Юрий Шишков. На мозаиках, напоминающих гравюры, изображены объекты из истории железнодорожного транспорта: конка, локомотив, электропоезд.
Бутырский, Москва
Мозаичное панно на станции Крестьянская застава
В постсоветские годы мозаики перестали появляться на фасадах зданий, но ими по-прежнему украшают подземные залы метро. В 1995 году открылась станция «Крестьянская застава» с редкой конструкцией: колонны для надежности соединены простенками. На торцах этих объемов — мозаичные панно. Композиции, состоящие из прямоугольников тёмных оттенков, созданы по эскизам художников Николая Андронова и Юрия Шишкова. Кусочки смальты выложены под разными углами, что создаёт эффект динамики и рубленности форм в авангардистской традиции. Среди абстрактных фигур появляются в виде коллажа и реалистичные объекты, связанные с крестьянским трудом: коса, грабли, колосок, сноп.
Таганский, Москва
Мозаичное панно на станции Достоевская
Станцию «Достоевская» открыли в 2010 году. В оформлении использовали сюжеты из четырёх романов писателя, а в качестве техники выбрали флорентийскую мозаику, для которой характерно создание изображения из камней разного размера, идеально подогнанных друг к другу. Художник Иван Николаев остановился на монохромной цветовой гамме с редкими вкраплениями фиолетового, чтобы подчеркнуть трагичность в сюжетах романов Достоевского.
Тверской, Москва
Мозаичное панно на станции Беломорская
1
Декоративное оформление станции отсылает к окрестностям Белого моря: мозаики изображают Кижи, Валаамский и Соловецкий монастыри, местные пейзажи. Смальта синего, зелёного и белого цветов, выбранная художниками Максимом Козловым и Анной Калугиной, акцентирует холодную гамму северной природы.
Левобережный, Москва
Мозаичное панно на станции Нагатинский затон
1
Станция открыта в 2023 году на Большой кольцевой линии. Путевые стены оформлены мозаичными фигурами рыб, обитающих в акватории Московской области. Художник Максим Козлов использовал смальту, камни и отсылки к историко-культурному опыту людей: комсомольский значок, монету, бутылку из зелёного стекла. Сложная выкладка фрагментов создаёт эффект объёмности изображений. А ещё из-за расположения путей в центре станции пассажир почти никогда не может рассмотреть каждую фигуру целиком, что сближает мозаичных персонажей с реальными рыбами — стремительными и ускользающими.
Нагатинский Затон, Москва

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.