............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................
Гид по Москве
От эксперта
От эксперта

Самые красивые мозаики Москвы: где их искать и что они означают

Историк архитектуры и экскурсовод «Москвы глазами инженера» Регина Поливан показывает общедоступные мозаики на фасадах, в интерьерах зданий и станций метро. В основном это советские работы, но есть и современные. Вообще же люди создают мозаику уже как минимум пять тысяч лет. Римскую собирают из смальты (мелких кусочков цветного непрозрачного стекла), а флорентийскую — из каменных пластин разной формы. В России мозаикой украшали храмы, а на рубеже XIX-XX веков начали оформлять ей фасады домов и интерьеры. В советские годы она стала одним из главных видов монументального искусства. Мозаику использовали и как средство пропаганды, и как декоративный прием. А в 1960-1980-е — ещё и как способ показать функцию здания.
4.9
1 оценка
Улица Косыгина, 17 к1, Гагаринский, Москва

Одна из первых модернистских мозаик в Москве расположена на Дворце пионеров — манифесте новых принципов архитектуры. Многофигурная композиция Евгения Аблина объединяет пионеров у костра, комсомольцев и профиль Ленина. Она выполнена в смешанной технике: цветное стекло (смальта) и поливная керамика сочетаются с рельефными изображениями из белого цемента.

Оранжево-красный тон с вкраплением синего помогает воспринимать композицию с дальних точек и хорошо сочетается с зеленью площади Парадов. Во время реставрации 2022 – 2023 годов специалисты восстановили утраченные элементы панно, убрали сколы и трещины на стеклянных фрагментах.

5
1 оценка
Нахимовский проспект, 47, Черёмушки, Москва
Архитектор Леонид Павлов хотел придать Центральному экономико-математическому институту какой-то яркий акцент, связанный с назначением здания. Так на фасаде появился бетонный рельеф, покрытый мозаикой и выступающий на шесть метров над плоскостью стены. Художники Элеонора Жарёнова и Владимир Васильцов изобразили символ бесконечности — ленту Мёбиуса. Именно ей комплекс обязан своим народным названием Дом с ухом.
5
2 оценки
Улица Новый Арбат, 24, Арбат, Москва
Коллаж с изображением сцен революционной борьбы, имитирующий склейку фрагментов киноленты, покрывает верхнюю часть здания. Кинотеатр «Октябрь» стал частью ансамбля Нового Арбата (бывший проспект Калинина) и открыл двери для зрителей в год пятидесятилетия революции. Художники Андрей Васнецов, Виктор Эльконин и Николай Андронов мозаикой из смальты и натурального камня развернули эпическое повествование о событиях 1917 года, выбрав для этой темы красно-рыжие плотные оттенки.
5
1 оценка
Улица Гиляровского, 29, Мещанский, Москва
Торец старинного здания Мещанской пожарной части — глухая стена, на которой в советские годы появилась мозаика (автор неизвестен). Панно из смальты с объёмными элементами создаёт эффект трёхмерного пространства, в котором пожарные борются с огнём. В полукруглой нише с правой стороны когда-то висел колокол, поддерживающий иллюзию архитектурной 3D-модели.
Улица Новый Арбат, 36, Большой Девятинский переулок, 9, Арбат, Москва

Ансамбль Нового Арбата завершает комплекс зданий Совета экономической взаимопомощи. В него входят высотный дом-книжка и цилиндр конференц-зала. Последний волей авторов архитектурного проекта Михаила Посохина и Ашота Мндоянца снаружи и внутри оказался опоясан абстрактной мозаикой по эскизам художника Григория Опрышко. Подобная эстетика в конце 1960-х была настоящим прорывом для советского монументального искусства, стремившегося к реалистичности.

Доступ в конференц-зал для всех желающих закрыт, зато осмотреть мозаику снаружи может каждый.

5
1 оценка
Комсомольский проспект, 28, Хамовники, Москва

Московский дворец молодёжи — один из самых известных долгостроев СССР. Его начали проектировать в 1965 году, а завершили строительство только в 1987-м. Заметить тянущийся по периметру здания мозаичный фриз, который рассказывает историю советского государства, не так просто: его разместили довольно высоко и спрятали под вынесенной вперёд кровлей.

Среди героев панно — участники Гражданской и Великой Отечественной войн, творческая молодёжь, спортсмены, учёные, космонавты.

5
1 оценка
Улица Островитянова, 1 ст5, Обручевский, Москва

Фасады библиотеки Российского национального исследовательского медуниверситета имени Пирогова — самой яркой части ансамбля Второго меда — покрыты мозаиками, выполненными в нехарактерной для советского искусства эстетике магического реализма. Художники Леонид Полищук и Светлана Щербинина вдохновлялись работами мексиканских монументалистов (например, Сикейроса и Ороско). Получились графичные, с искажёнными пропорциями изображения-символы: «Спасение», «Рождение», «Надежда» и «Исцеление».

Композиции воспроизводят хрупкость и таинственность человеческой жизни: кусочки цветного стекла выложены на плиты основы максимально гладко, между ними почти не видно швов. Поэтому здесь практически отсутствует обычный для мозаики эффект рукотворности.

Технопарк Сапфир, Щербаковская улица, 53 к2, Соколиная Гора, Москва
Мозаичная композиция «Наука» — это монументальная женская фигура, возвышающаяся над группой людей разных профессий (от инженера до космонавта). В вытянутой вверх руке женщина-аллегория держит пятигранник с гербом СССР, второй рукой она указывает на ГЭС и другие технические сооружения. В верхней полосе мозаичного набора — космос с планетами и спутниками. Одним словом, в этой композиции собраны главные советские символы 1960-х.
4
1 оценка
Щёлковское шоссе, 75, Гольяново, Москва

В начале 1970-х мозаичным панно украсили зал ожидания на Щёлковском автовокзале. Его автор — художник Юрий Королёв. Во время реконструкции автовокзала в 2020 году мозаики демонтировали из интерьеров, отреставрировали и разместили на одной из внешних стен нового комплекса.

Несмотря на название, панно «Моя Родина» практически не воспроизводит идеологические символы, а работает в основном с фольклорными и даже религиозными мотивами. Среди изображений можно увидеть храм, а космонавт в невесомости напоминает парящего ангела.

5
1 оценка
ЖК Jazz, улица Сущёвский Вал, 49, Марьина Роща, Москва

Эта мозаика — память о типографии, основанной в XIX веке, а в советское время ставшей фабрикой «Детская книга». После реконструкции в 1970-х на фасаде здания появилась панно, созданное по эскизу художника Игоря Бережного. Кусочки смальты нанесли на мелкую плитку. В центре композиции — читающие дети, а вокруг них — плоды просвещения (от новых зданий до полёта в космос).

В 2010-х годах бывшую типографию снесли, однако стену с мозаикой сохранили и интегрировали в объём нового жилого комплекса.

Сквер Бородинская битва, Кутузовский проспект, 38 ст1, Дорогомилово, Москва

Мозаика на здании музея «Бородинская битва» — и приём художественного оформления архитектуры, и её смысловой маркёр. Догадаться о триумфальной тематике панорамы, созданной в начале 1960-х, довольно сложно. На помощь приходит мозаика: многофигурная композиция художника Бориса Тальберга сообщает, каким событиям посвящён музей.

Фигуры героев 1812 года выполнены в красно-голубой гамме и воспроизводят эстетику книжной иллюстрации. Среди персонажей выделяется парящая женщина с мечом в руке, которая символизирует победу.

ЖК Царская площадь, Ленинградский проспект, 31 ст1, Беговой, Москва

Мозаики могут рассказывать историю места. Так случилось с панно «Спорт» и «Спорт и дети», которые с 1960-х украшали ограду стадиона «Юных пионеров» на Ленинградском проспекте. Сегодня на его месте — новые дома, но мозаики удалось сохранить: их перенесли на променад у жилого комплекса.

Композиция «Спорт», созданная Эльвирой Жерносек, изображает вратаря в энергичном броске за мячом. Героиня панно «Спорт и дети» Мартуни Потикяна — девочка со скакалкой, стоящая на фоне легкоатлетов и велосипедистов. Малые размеры модулей римской мозаики позволили достичь высокой точности и изящества в передаче спортсменов.

Варшавское шоссе, 12, Донской, Москва
Мозаичное панно насыщенных цветов украшает глухой торец школьного здания, построенного в конце 1960-х годов. Автор мозаики — художник Юрий Королёв. Объём композиции придают белые линии контура, не заполненные смальтой. Космонавт изображён идущим в невесомости со звездой в руках.
Парк им. М. Горького, улица Крымский Вал, 9 ст32, Якиманка, Москва

В 1968 году в парке Горького открылось кафе «Времена года», рассчитанное на 1200 гостей. Это было самое большое на тот момент заведение общепита в стране. В перестройку кафе закрылось, не выдержав конкуренции с маленькими точками. А в 2011 году здание было реконструировано архитектором Ремом Колхасом — и теперь здесь прописан музей современного искусства «Гараж».

О бывшей модернистской стекляшке «Времен года» напоминает мозаичное панно «Осень». Это яркая динамичная композиция из смальты, в центре которой рыжеволосая девушка парит в замысловатом пейзаже.

5
1 оценка
Графит, Электродная улица, 2 ст34, Перово, Москва

У панно «КПСС», открывающего сегодня въезд в бизнес-парк, извилистая траектория судьбы. Сначала, в 1970-х годах, его разместили в одном из цехов НИИ «Графит», который разрабатывал специальные виды углеродных материалов и изделия из них. В 2010-х мозаика пропала, а потом обнаружилась в одном из московских баров. В 2021 году, после реставрации активистами сообщества «Вспомнить все», панно вернули на территорию «Графита».

Яркая мозаика из смальты включает в себя аббревиатуру КПСС, Спасскую башню и три профиля героев труда: рабочего, инженера и девушки-сварщицы. Доступ к панно открыт для всех желающих.

5
1 оценка
Самокатная улица, 4 ст1, Лефортово, Москва
В 1987 году Московский ликёро-водочный завод получил название «Кристалл», а общественные пространства его расфасовочного цеха начали украшать мозаикой. В итоге обширная композиция заняла холл первого этажа и три лестничных марша. Её собирали из серых, розовых, белых и коричневых кусочков керамики одинакового размера. На панно — периоды истории Москвы и знаковые объекты: Кремль, МГУ, цирк на проспекте Вернадского, Лужники, памятник Пушкину и многое другое. Сегодня посмотреть эти мозаики могут все желающие.
Сиреневый бульвар, 4, Измайлово, Москва
Спорт — одна из популярных тем советского монументального искусства. Неудивительно, что сюжеты, связанные с ним, украшают спортивные объекты и профильные учебные заведения. В начале 1970-х на фасаде Института физкультуры (сегодня — Российский университет спорта) появилось мозаичное панно «Эстафета» художницы Клавдии Тутеволь, ученицы Александра Дейнеки. Герои композиции — три легкоатлета: девушка несёт олимпийский факел, юноши передают эстафетную палочку. Их бег — символ движения, энергии, устремлённости вперёд.
Шарикоподшипниковская улица, 4 к1а, Южнопортовый, Москва
Абстрактные мозаики появлялись в советской архитектуре 1960-х – 1980-х годов, однако количественно заметно уступали фигуративному искусству. Чаще всего их создавали на фасадах и в интерьерах зданий, связанных с техническими или естественными науками. Так, в середине 1970-х годов по эскизам Нинели Мироновой два глухих фасада Центрального научно-исследовательского института технологии машиностроения оформили многоцветными панно, состоящими из сетки прямоугольников и нескольких окружностей.
Проспект Мира, 176, Алексеевский, Москва

Вход в Дом оптики украшает фантазийное панно «Макромир — микромир. Макрокосм — микрокосм», выполненное в нежных зелёно-голубых тонах. В центре композиции — планета Земля, линзы и призмы, а сюрреалистичные образы слева и справа можно трактовать как формы жизни, рассмотренные под микроскопом или в телескоп.

Панно в начале 1970-х годов создал художник Евгений Казарянц в технике римской мозаики. Мелкие кусочки смальты создают впечатление зыбкой дымчатой текстуры.

Измайловское шоссе, 6, Соколиная Гора, Москва
В советское время на первом этаже жилого дома работал магазин фабрики одежды «Женская мода». С 1982 года его фасад украшает мозаичное панно «Женщины и мода» художницы Елены Романовой. Композиция показывает эволюцию женского костюма: в центре — античная красавица в хитоне, по краям — дамы в кринолинах и корсетах, а в правом нижнем углу — советская модница в жёлтом комбинезоне и на шпильках.
Улица Александра Солженицына, 17 ст1, Таганский, Москва

Мозаика не самый мобильный объект монументального искусства, но иногда перемещение — единственная возможность её сохранить. Сегодня в интерьерах бара «Интеллигенция» на Таганке можно увидеть панно, которое вывезли с территории завода «Серп и молот» во время сноса предприятия.

Мозаика неизвестного автора выполнена в духе авангардного плакатного искусства: на геометричный фон наложен силуэт Кремля. Игра цвета и размера создаёт эффект мерцания пятиконечных звёзд, вписанных в ромбы.

Тверская улица, 30/2 ст5-6, Тверской, Москва
«Маяковская» — первая станция московского метро, оформленная мозаиками, — была открыта в 1938 году. Архитектор Алексей Душкин в качестве опор использовал колонны на стальном каркасе. Своды всех получившихся ячеек украшают мозаики, объединённые в цикл «Сутки Страны Советов». Каждый сюжет связан с небом (чтобы избавить пассажиров от ощущения подземного пространства) и воспроизводит сценарии его покорения. Мозаики изготовлены в мастерской Владимира Фролова по эскизам Александра Дейнеки.

При строительстве второго вестибюля станции в 2005 году решили продолжить мотив воздухоплавания и оформить свод в эскалаторном зале огромным мозаичным панно, имитирующим купол неба.

Комсомольская площадь, Красносельский, Москва

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии — последняя работа архитектора Алексея Щусева. Она оформлена в эстетике московского барокко, а одно из главных её украшений — мозаика на сводах, выполненная в начале 1950-х годов по эскизам художника Павла Корина.

На панно изображены русские полководцы, упомянутые в речи Сталина 7 ноября 1941 года: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов. Мозаики реалистичны и символичны одновременно, как было принято в византийской традиции. Основным цветом стал золотистый. Он символизирует божественное присутствие и благодать.

Проспект Мира, 38, Мещанский, Москва
Когда станцию открыли в 1952 году, в её вестибюле был барельеф с профилем Сталина. После развенчания культа личности его демонтировали, а возникшую пустоту заполнили сине-бежевым панно из смальты «Матери Мира» А. Кузнецова. Мозаика, созданная в 1967 году, удачно перекликалась с новым названием станции, до 1966-го именовавшейся «Ботанический сад». Идея дружбы народов в композиции передана образами женщин и их детей, представляющих разные этносы, но строящих общую башню из кубиков.
Чертаново Северное, Москва
В павильоне южного наземного вестибюля станции «Чертановской» 1983 года — панно «Строительство новой Москвы», выполненное по эскизам художников Михаила Алексеева и Любови Новиковой. Мозаика в сине-оранжевой гамме изображает разные этапы процесса: монтаж деталей, сварку и даже новоселье — на фоне панорамы растущей Москвы.
Бутырский, Москва
Станция «Савёловская», открытая в 1988 году, оформлена в сдержанной модернистской эстетике: поверхности отделаны светлым мрамором, а на путевых стенах размещены панно с преобладанием коричневой смальты. Над ними работали художники Николай Андронов, Юрий Родин, Виктор Родин, Юрий Шишков. На мозаиках, напоминающих гравюры, изображены объекты из истории железнодорожного транспорта: конка, локомотив, электропоезд.
Таганский, Москва
В постсоветские годы мозаики перестали появляться на фасадах зданий, но ими по-прежнему украшают подземные залы метро. В 1995 году открылась станция «Крестьянская застава» с редкой конструкцией: колонны для надежности соединены простенками. На торцах этих объемов — мозаичные панно. Композиции, состоящие из прямоугольников тёмных оттенков, созданы по эскизам художников Николая Андронова и Юрия Шишкова. Кусочки смальты выложены под разными углами, что создаёт эффект динамики и рубленности форм в авангардистской традиции. Среди абстрактных фигур появляются в виде коллажа и реалистичные объекты, связанные с крестьянским трудом: коса, грабли, колосок, сноп.
Тверской, Москва
Станцию «Достоевская» открыли в 2010 году. В оформлении использовали сюжеты из четырёх романов писателя, а в качестве техники выбрали флорентийскую мозаику, для которой характерно создание изображения из камней разного размера, идеально подогнанных друг к другу. Художник Иван Николаев остановился на монохромной цветовой гамме с редкими вкраплениями фиолетового, чтобы подчеркнуть трагичность в сюжетах романов Достоевского.
5
3 оценки
Левобережный, Москва
Декоративное оформление станции отсылает к окрестностям Белого моря: мозаики изображают Кижи, Валаамский и Соловецкий монастыри, местные пейзажи. Смальта синего, зелёного и белого цветов, выбранная художниками Максимом Козловым и Анной Калугиной, акцентирует холодную гамму северной природы.
5
2 оценки
Нагатинский Затон, Москва
Станция открыта в 2023 году на Большой кольцевой линии. Путевые стены оформлены мозаичными фигурами рыб, обитающих в акватории Московской области. Художник Максим Козлов использовал смальту, камни и отсылки к историко-культурному опыту людей: комсомольский значок, монету, бутылку из зелёного стекла. Сложная выкладка фрагментов создаёт эффект объёмности изображений. А ещё из-за расположения путей в центре станции пассажир почти никогда не может рассмотреть каждую фигуру целиком, что сближает мозаичных персонажей с реальными рыбами — стремительными и ускользающими.
🍪
Мы используем cookies подробнее