Театров в Москве — более двухсот, побывать везде — нереально. Поэтому YouTube-канал «ПРО театр» выбрал лучшие театры Москвы.
Подборка опубликована летом 2025 года. Фото на обложке: Московский театр юного зрителя.
Театр родился из выпускного курса Петра Фоменко во время падения железного занавеса и нового взлета сценического искусства. В 1990-х он был лекарством, позволяющим зрителям хоть на секунду отвлечься от непредсказуемого вихря времени. В театре вроде нет каких-то радикальных экспериментов, — но есть чуткое внимание к человеку и его душе.
Изначально весь коллектив был единым организмом, сейчас же уже присутствует деление на старых «фоменок» (выпускников Фоменко и его соратников) и новых — молодых актеров, которые пришли уже после смерти мастера. Познакомиться со старой и душевной Мастерской вам помогут спектакли «Волки и овцы», «Семейное счастье», с более современной, но захватывающей — «Аркадия» (режиссер — Евгений Каменькович). Стильное место рядом с Москва-Сити, но без пафоса, в фойе постоянно какие-то выставки, а за прилавком продается классный мерч (футболки, сумки).
РАМТ — это не просто театр для всех возрастов, это — театр, который поднимает детское театральное искусство на новый уровень и находит ключ к молодому поколению, включая подростков, которым обычно нет дела до театра. Таким открытым и многофункциональным театр был еще в начале пути — когда у истоков стояла величайшая Наталья Сац.
Хотите заинтересовать ребенка театром — бегом на «Остров сокровищ» Александра Коручекова. А более подкованных зрителей ждем на пронзительном «Сыне» режиссера Юрия Бутусова о неразрешимом и даже экзистенциальном конфликте подростков и родителей.
Кроме спектаклей всегда интересно заглянуть на экскурсию, мастер-класс или образовательный проект Театр +, который переворачивает отношение к театру в целом. Кроме обычных зрителей сюда идут педагоги, детские театры со всей страны, чтобы научиться наконец-то слушать молодежь, а не поглядывать на них сверху.
Московский художественный театр. Звучит громко и фундаментально. И это не просто так, ведь основатели театра Станиславский и Немирович-Данченко создали новый тип репертуара и новую актерскую школу, построенную на раскрытии психологии героя. Именно в этих стенах развивалась та самая система Станиславского, здесь нашли подлинную жизнь пьесы Чехова, а знаменитая «Чайка» закрепилась на занавесе и стала символом МХТ.
Нынешний худрук Константин Хабенский и приглашает режиссеров новой волны, и ставит сам, недавно вот «Чайку» поставил, ту самую, которая на кулисах красуется. Если любите писателя Александра Цыпкина — вам сюда, тут вот недавно «Жил был Дом» по его прозе вышел. А так — бегом на панк-комедию Юрия Муравицкого по Шекспиру «Как вам это понравится» и «Голод» по роману писателя Гамсуна режиссера Лизы Бондарь — такую душевную и физическую голодовку вы еще нигде не почувствуете.
На рубеже XX–XXI веков Центр драматургии и режиссуры был первой площадкой для многих молодых театральных деятелей, которые сейчас вышли в топ. Театр и сейчас остается резиденцией для очень нестандартных коллективов и режиссеров.
Взрослой аудитории, которая считает, что уже все видела, и ее ничем не удивить, советуем моноспектакль Клима «Хармс-я-мы-бог». Вы там не просто послушаете стихи Хармса, а так погрузитесь в недра абсурда, что начнете читать их вслух вместе с актером. Самый интересный и долгий моноспектакль — актер не давал вздохнуть ни секунды.
Для семейного просмотра идеальны спектакли театра «Трикстер» — постановки, которые идут на грани между кукольным театром, театром теней и перформансом. «Школа сна», например, специально для тех, кто сильно тревожится и страдает от бессонницы. И взрослых, и детей научат здоровому сну!
На Тверской расположился один из самых прогрессивных московских театров. Технологичная сцена-трансформер, великолепная акустика и эстетически выверенный интерьер фойе. Электротеатр отражает самые современные европейские театральные веяния и не забывает о своих традициях. Станиславский в названии тоже не просто так — именно Константин Сергеевич основал когда-то студию, сочетающую два направления — оперу и драму. Про это сочетание не забывает и современный Электротеатр.
Сейчас здесь проходят перформансы, выставки, коллаборации с зарубежными режиссёрами и даже спектакли-сериалы, которые могут идти от двух дней до недели. А начать знакомство с этим местом мы советуем с «Тартюфа» (режиссёр — Филипп Григорьян) и дилогии «Пиноккио» с Лапенко-муравьем от художественного руководителя Электротеатра — Бориса Юхананова.
В симпатичном здании из красного кирпича на Большой Никитской располагается театр имени Владимира Маяковского. Еще на рубеже XIX–XX веков это была площадка для гастролей Сары Бернар, Элеоноры Дузе и других мировых знаменитостей. После 1917 года площадка превратилась в Театр революции под руководством Мейерхольда.
На каждом этапе истории «Маяковка» славилась мощной режиссурой и исключительными актерами. Сейчас у руля театра — крепкий режиссер Егор Перегудов, который создал здесь настоящий оазис как для зрелой аудитории, которая любит академичность и классику, так и для молодежи. Хотите традиционного театра по Островскому? Приходите на Большую Никитскую на «Лес» или «Таланты и поклонники». Хотите потанцевать, поностальгировать по 2007 году, который уже никогда не вернуть, — вам на рок-концерт «2007» на более камерной сцене театра — сцене на Сретенке. А ещё здесь проходит летний театральный лагерь для детей и зрительский клуб.
Независимый театр, созданный двумя современными драматургами — Еленой Греминой и Михаилом Угаровым. Примечателен тем, что здесь вы не только увидите спектакли по современным пьесам, но и постановки, основанные на реальных событиях и фактах. Документальный театр — это про искренность и про то, как побороть насущные проблемы. Как будто ты на сеансе у лучшего психолога в мире, который понимает тебя лучше друзей и родителей.
Помочь справиться с выгоранием на работе поможет спектакль «Что делать с выгоранием», все логично. А чтобы увидеть лучшую современную пьесу последнего десятилетия, то идите на абсурдного «Человека из Подольска» драматурга Дмитрия Данилова.
Музыкальный театр, который в отличие от Большого может позволить себе чуть больше хулиганства. В репертуаре есть спектакли от режиссеров драматических театров. Неслучайно — у истоков этого театра стояли Станиславский и Немирович-Данченко, которые после революции, устроенной ими в драматическом театре, решили оживить и застоявшиеся оперу и балет.
Современный МАМТ имеет уютный синий зал, демократичные цены на билеты и россыпь самобытных спектаклей. Особенно рекомендуем «Сказки Гофмана» — традиционную и очень красивую оперу для всей семьи от художественного руководителя театра Александра Тителя. А ещё — потрясающий вечер одноактных балетов Иржи Киллиана и других всемирно известных хореографов.
В чудесном саду Эрмитаж находится театр Новая опера. Здесь ты влюбишься в оперный жанр, даже если терпеть не мог этих поющих людей со сцены и бесконечные субтитры. Погрузиться в мир оперы и посмеяться сможете на спектакле режиссера Евгения Писарева «Почтальон из Лонжюмо», где есть обычное традиционное действие, а есть два конферансье, которые комментируют и раскрывают детали сюжета, подшучивая над всем вокруг (особенно, друг над другом).
В пространстве Новой оперы работает еще команда «Балет Москва», которая рассказывает истории и передает всю глубину человеческих снов через современную хореографию: это спектакли «Всё, что после» и «Свадебка» Стравинского.
Главный театр кукол Москвы начинался с разъезжающей по городу телеги с бродячими артистами и будущим великим художником и режиссером Сергеем Образцовым. В 1970 году они обосновались в здании на Садово-Самотёчной, — а над входом появились сказочные механические часы с маленькими героями в домиках. Сергей Образцов сделал невероятное, соединив драматический театр с кукольным. Он превратил безжизненные создания в артистов, которые тоже могут перевоплощаться и использовать разные актерские техники на сцене.
Сейчас театр продолжает традиции Образцова, бережно хранит в репертуаре его спектакли, на которые мы и советуем сходить с ребенком. «Необыкновенный концерт» — уже давно занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый просматриваемый спектакль в мире. А узнать реальную историю самого Образцова можно на спектакле с Евгением Цыгановым «Я — Сергей Образцов».
Детский театр недалеко от музея-заповедника «Царицыно» больше всего привлекает внимание Зрительским клубом. Внутри него проходят читки современной детской литературы, встречи с актерами, творческие игры. Все эти проекты побуждают детей всех возрастов к диалогу. Редко где увидишь, чтобы ребенку хотелось высказывать свое мнение, принимать участие в обсуждении важных тем. Например, темы взросления в спектакле-читке «Детство. Отрочество. Юность» по произведениям Толстого. А еще здесь проходит прекрасный спектакль-сторителлинг «Пушкин. Повести Белкина», в котором актеры простым языком рассказывают истории подросткам и ненавязчиво прививают им любовь к произведениям школьной программы.
История «Таганки» связана в первую очередь с личностью режиссера Юрия Любимова. До его прихода это был ничем не примечательный театр драмы и комедии. При Юрии Петровиче место превратилось в «Театр на Таганке» — островок творческой свободы в несвободном советском государстве. Здесь когда-то играли Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Алла Демидова.
Сейчас театр вновь заявляет о себе благодаря интересной неординарной режиссуре Андрея Гончарова, Юрия Муравицкого, Саши Золотовицкого. Самый стильный спектакль Москвы — «Lё Тартюф» Муравицкого по пьесе Мольера с декорациями, напоминающими старый авангардный кинематограф. Самый неожиданный и современный «Гамлет» получился у режиссера Мурата Абулкатинова. Этот Гамлет предпочитает не мстить, он выбирает другой путь.
Когда-то это был театр эстрады и миниатюр — в далеком 1939. Потом переживал трансформации, переехал в Москву и стал не просто шутить над реальностью, а вскрывать с помощью сатиры и гротеска важные человеческие вопросы бытия. Все это благодаря руководителю Константину Райкину и спектаклям режиссера Юрия Бутусова. Сейчас у Бутусова тут идет одна единственная постановка — «Р» по гоголевскому «Ревизору».
Здесь проходят и музыкальные спектакли-стендапы для молодежи: «Государь» от учеников Константина Райкина. Порадовать можно и зрелых родителей и бабушек — просто сходите с ними на легкую комедию по пьесе Гольдони «Четыре тирана» про борьбу с устаревшими патриархальными семейными устоями с Денисом Сухановым в одной из главных ролей.
История кукольного театра «Тень» звучит как сказка — сказка о семейной паре (Илье Эпельбауме и Майе Краснопольской), которая каждый раз удивляла зрителя. Они придумали спектакль в спичечном коробке, который идет 15 минут, а каждая сцена длится ровно столько, сколько горит спичка. На этом создатели театра не остановились — и пригласили крошечный народ лиликан играть на маленькой сцене.
Возможно, про лиликан — все-таки сказка. Но остальное — чистейшая правда. Лиликане, кстати, — миниатюрные куклы, которые могут сыграть и музыкальный спектакль, и драматический. А зрители чувствуют себя Гулливерами и следят из маленьких окошек за всем действом. Купить билеты почти нереально, но попробовать отстоять онлайн-очередь стоит — это впечатление на всю жизнь: записываешься на сайте и ждёшь ответа (ждать можно и год).
Театр, в котором собралась куча известных театральных групп: мастерская Брусникина, театр Вкуса, команда уличного танца Jack’s Garret. С самого начала пути Практика показывает пьесы лучших современных драматургов — Мариуса фон Майенбурга, Дмитрия Данилова, Германа Грекова.
Театр привлекает разнообразием форматов, которые будут интересны прежде всего молодому поколению. Один из самых ярких — вербатим: вид документального театра, в основе которого лежат монологи реальных людей, которые воспроизводят актеры. Лучший спектакль-вербатим – «Транссиб», построенный на монологах людей в поезде Москва-Владивосток. Еще один — интерактивная игра-инсталляция, где актеры отделяются от персонажей и рассказывают о них зрителю с помощью миниатюрных фигурок, макетов и видео. Это спектакль «Вещи и ущи» режиссера Кирилла Люкевича.
Театр Пушкина расположен в старинном особняке XVIII века. Именно здесь великий экспериментатор Александр Таиров в 1914 году, несмотря на угрозы со стороны церковной власти (из-за близости особняка к храму), открыл свой Камерный театр.
Современный театр Пушкина не так смел и размашист, как во времена Таирова. Зато он может зацепить внимание тех людей, которые совсем ничего не понимают в театральном искусстве или уже успели разочароваться. В репертуаре есть прекрасный развлекательный спектакль самого художественного руководителя Евгения Писарева «Влюбленный Шекспир», а еще комедия в духе итальянского театра дель арте, но глазами современных скоморохов — «Слуга двух господ» Юрия Муравицкого.
Частный театр с мюзиклами и музыкальными комедиями, афиши которых увидишь даже во сне. Все благодаря масштабным маркетинговым компаниям. Но благо — за привлекательной оберткой находятся талантливые развлекательные постановки для всей семьи со спецэффектами, которым позавидует и реальный Бродвей.
Совсем недавно тут закончились показы самого кассового спектакля в России за всю историю — «Ничего не бойся, я с тобой» по песням группы «Секрет». Сейчас здесь идет восточная магия с Алладином, Шехерезадой и летающим ковром под названием «Последняя сказка». А еще идеальная комедийная пародия на все мюзиклы мира «МАММА МИМО! Или мюзикл пошел не так».
Маленький театр в саду имени Баумана, который появился не так давно. Здесь обитают театральные группы-резиденты с обилием интересных театральных форматов, которые редко можно встретить даже за рубежом. Самый яркий из них — это форум-театр: когда актеры разыгрывают жизненные проблемы, с которыми сталкивались многие, а потом обсуждают их со зрителями. Обычный человек из зала может не просто сказать свое слово, а выйти на сцену вместо актера и изменить ситуацию вспять. Быть может, это действительно решит даже самые трудные ситуации: проблемы с семьей, с поиском квартиры или разногласиями на работе. «Среда 21» — театр, который уважает мнение каждого зрителя.
Слышали что-то про гастро-бар Community? Это не только ресторан с изысканными блюдами, но и шикарной подземной библиотекой, где проходят спектакли экспериментальной театральной команды Quantum Tectum. Один из основателей — актер и режиссер Алексей Алексеев — предлагает поразмышлять о бытии с помощью прозы Пелевина или же прийти всей семьей и спеть вместе с чудаковатыми хаттифнаттами из книжек про Муми-троллей. Играют талантливые актеры из МТЮЗа и театра Маяковского. Можно хоть весь день провести в этом баре Community и не только насладиться театром, но и почитать, встретиться с друзьями и элегантно отобедать.
Главный символ театральной Москвы. Снаружи — идеально симметричное здание в стиле классицизма: с колоннами и Аполлоном на колеснице. Внутри — огромное пространство с четырьмя сценами, позолоченным потолком и обилием бархата. История тоже богатая: по этой сцене ходил Шаляпин, над постановками работали Чайковский и Рахманинов, а в царской ложе сидел Николай II.
Репертуар Большого состоит исключительно из опер, балетов и концертов. Стоит идти, если хотите приобщиться к великому прошлому и ищете повод выгулять свой костюмчик. Туристам и семьям — лучше попытаться ухватить билеты на легендарные балеты «Щелкунчик» или «Лебединое озеро». Правда, там билеты бывают от пятидесяти тысяч. Так что Большой театр прямо сейчас — точно место не для всех.