............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................
Путеводитель по Казани
Главные достопримечательности, красивые места, интересные музеи, проверенные бары и рестораны

Старо-Татарская слобода: старинные мечети и особняки

В XVI веке Иван Грозный взял Казань и выселил татар за городскую стену. Так зародился район, который сейчас называют Старо-Татарской слободой. Несколько веков это был татарский квартал в русской Казани. Здесь сохранились старинные мечети и особняки. Большинство туристов ограничиваются пешеходной улицей Каюма Насыри и Юнусовской площадью. Это — программа-минимум для тех, у кого мало времени. А если время есть — советуем побродить по закоулкам Старо-Татарской слободы в поисках собственных открытий. Если сегодня — воскресенье, то стоит начать прогулку с блошиного рынка в парке Тинчурина.

Один из самых красивых казанских объектов стрит-арта. На глухой стене старого здания появляются окна, а в них появляются казанцы рубежа XIX–ХХ веков. Участники казанского объединения Supernova Дмитрий Кудинов и Лидия Аверина придумали концепцию, иркутский художник Василий LST — воплотил (на это ушёл месяц). Чтобы воссоздать типажи и форму наличников и прочего, создатели мурала опирались на архивные фото. Путешествие в прошлое продолжает запрет на парковку на воротах у здания: «Просьба кареты у вратъ не оставлять».
Вахитовский район, Казань
Казани повезло — крупнейшая в Татарстане озёрная система — троица Нижний, Средний и Верхний Кабан — находится прямо в центре города. Набережные Нижнего Кабана — одно из самых приятных (и достопримечательных) мест в центре. С северо-востока к озеру примыкает парк Тысячелетия Казани. С северо-запада — площадь с театром Камала и светомузыкальными фонтанами. С юго-запада — Старо-Татарская слобода. Вокруг озера можно обойти или проехать на электросамокате по сплошь благоустроенной набережной — получится прогулка километров на пять. А можно взять напрокат лодку или катамаран (350–700 рублей за полчаса). С воды открывается красивый вид и на парусоподобную крышу театра, и на живописную пестроту Старо-Татарской слободы с бело-зелёным минаретом Аль-Марджани — старейшей мечети Казани.

Казань

Названный в честь «татарского Островского» Галиаскара Камала театр очень популярен, поэтому билетами запасайтесь заранее. Как и более века назад (год рождения театра — 1906) артисты играют на татарском языке, но можно взять наушники с русским или английским синхронным переводом. Прокат наушников — 100 рублей наличными.

 

Завсегдатаи рекомендуют сходить на «Голубую шаль» по пьесе татарского классика Карима Тинчурина и «Однажды летним днем» по пьесе норвежского драматурга Юна Фоссе.

 

Сам театр стоит на берегу озера Нижний Кабан, на границе со Старо-Татарской слободой. И то, и другое читается в архитектуре. Во-первых, здание напоминает парусник. Во-вторых, если вначале замечаешь только характерный для позднего СССР брутальный модернизм, то, присмотревшись, обнаруживаешь татарские мотивы: сводчатые арки, орнаменты, бирюзовую чешую. Ещё больше национального — в интерьерах театра.

Улица Татарстан, 1Вахитовский район, Казань
СултановскаяМечеть
26

Круглый минарет немного напоминает дозорную башню, и это красивое совпадение: здесь как раз начинается Старо-Татарская слобода. Мечеть построили в 1868 году на средства купца Зиганши Усманова.

Казанские мечети часто строили русские архитекторы, руководствуясь не только канонами ислама и татарскими традициями, но и просто трендами своего времени. Поэтому мечети Старо-Татарской слободы получились такими разными.

Вот и автор Султановской мечети Пётр Романов сам был не только архитектором, но и церковным старостой. Султановскую мечеть он построил в стиле татарско-булгарской средневековой архитектуры с элементами романского стиля.

Внутри мечети — один зал с арочными окнами.

Улица Габдуллы Тукая, 14Вахитовский район, Казань
Вообще-то хозяин этого двухэтажного особняка Шакирзян Шамсутдинов был не простым солдатом, а унтер-офицером. К ассиметричному зданию вдохновлённому средневековой марокканской и андалусийской исламской архитектуры прилагалась обширная усадьба с конюшнями и баней.
Улица Габдуллы Тукая, 16Вахитовский район, Казань

Эта церковь построена в  конце XVIII века. Предыдущая, более скромная церковь стояла на этом месте уже в конце XVII века. В середине XIX века церковь — до этого не слишком популярная, ведь большинство жителей окружающего её района были мусульманами, — прославилась храмовой Тихвинской иконой Божией Матери. Рассказывали, что во время пожара в слободе над храмом было видение образа Богоматери — и пожар прекратился. Так икона стала одной из главных христианских святынь Казани. Сейчас икона хранится в Никольском кафедральном соборе.

С 1990-х годов церковь Тихвинской иконы Божией Матери —  главный храм для кряшен Татарстана. Кряшены — крещёные татары: субэтнос, сложившийся в XVI–XVII веке. Кряшенский диалект татарского языка можно услышать прямо в храме — на нём в основном и ведутся богослужения.

Худякова, 4Вахитовский район, Казань
НуруллаМечеть
70

Она же — Сенная, Сеннобазарная, Юнусовская. Купцы Юнусовы построили эту небольшую мечеть в 1845–1849 годах, чтобы работники рынка, который тогда кипел вокруг, могли всегда успеть на молитву. Имя Нурулла мечеть получила в честь мецената, который помог отреставрировать её в 1990-е. Так возродилась дореволюционная казанская традиция называть мечети именами спонсоров — в Старо-Татарской слободе найдётся немало примеров.

Эта мечеть — пример причудливого сплава культур, из которого состоят мечети Старо-Татарской слободы. Построивший её губернский архитектор Александр Песке одновременно строил духовную семинарию, сам же исповедовал лютеранство. А давший ему заказ старый купец Юнусов перед этим ездил в хадж в Иерусалим и Стамбул — увиденные там мечети явно оказали влияние на Сенную.

Мечеть двухэтажная, с одним залом и куполом. Минарет трёхэтажный, цилиндрический, соединяется со зданием крытым коридором.

Московская улица, 74Вахитовский район, Казань

Мечеть построена в 1798–1801 годах. Традиционное для татарских мечетей двухзальное здание с минаретом на крыше выдержано в стиле позднего классицизма: с колоннами, пилястрами и так далее.

Деньги на строительство выделил купец Муса Мамяшев, поэтому её также называли мечеть Мусы-бая. Галеевской же мечеть названа в честь ученого, имама-хатыба Галимзяна Галеева, служившего в этой мечети на рубеже XIX–XX веков.

До революции мечеть считалась прибежищем интеллектуалов — среди прихожан были и поэт Габдулла Тукай, и драматург Галиаскар Камал.

Улица Габдуллы Тукая, 40Вахитовский район, Казань
Медресе
16
Медресе с полуторавековой историей, детище того же Галимзяна Галеева, в честь которого названа и соседняя мечеть. На рубеже XIX–ХХ это было самое прогрессивное учебное заведение для будущих мусульманских священнослужителей: здесь учили не только Корану, но и естественным наукам. Среди выпускников — драматург Галиаскар Камал, писатель Фатих Амирхан, драматург Карим Тинчурин, писатель Мажит Гафури и многие другие знаковые люди. Говорят, медресе Мухаммадия и сейчас считается лучшим вариантом для тех, кто хочет получить исламское образование.
Улица Габдуллы Тукая, 34аВахитовский район, Казань

В музее имени главного татарского лакомства (чак-чак — обжаренные во фритюре в казане «орешки» из хрустящего теста, слепленные между собой медовым сиропом) нет витрин с экспонатами. Гости снимают на входе обувь — и оказываются в традиционном татарском доме. Хозяйка рассказывает о традиционном быте и угощает чаем со сладостями. Тема меняется раз в сезон. Например, зимой могут рассказать о булгарах, доисламских предках татар, весной — о традиционном татарском костюме, летом — о свадебных обычаях, а осенью — о татарском купечестве. Про чак-чак — и как приготовить настоящий, — тоже  рассказывают. Есть и мастер-классы, И, конечно, при музее работает лавка, где можно купить чай, сладости и сувениры.

Запишитесь заранее по телефону — иначе шансы попасть внутрь невелики.

Стоимость: 250–500 рублей.

Парижской Коммуны, 18аВахитовский район, Казань
Кулинария
289
Перемяч — пирожок с мясом, родственный беляшу. «Перемячная» — культовая кулинария в Старо-Татарской слободе. Всё, как полагается: спартанский интерьер, очередь из страждущих горячего и жирного.
Улица Татарстан, 7Вахитовский район, Казань
В середине 2010-х годов улицу Каюма Насыри сделали пешеходной и отреставрировали на ней старинные дома. Теперь это главный туристический променад в Старо-Татарской слободе.
Казань
В самом начале улицы Каюма Насыри — гостинично-ресторанный комплекс «Татарская усадьба». Здесь есть трёхзвёздочный отель, ресторан национальной кухни (с противоречивыми отзывами), мастер-классы по татарской кулинарии и народным промыслам. Двор населён скульптурами барашков, гусей, котиков и прочих; с ними охотно фотографируются дети.
Казань
Улица Каюма Насыри, 10аАдминистративное здание

Дом, в котором жил Шигабутдин Марджани — богослов и просветитель XIX века, очень важная фигура для татарской истории. Будучи священнослужителем, Марджани пропагандировал необходимость светского образования и приобщения к античности и современной русской и европейской культуре.

Помимо всего прочего Марджани был зоозащитником: с опорой на Коран он составлял статьи, призывающие к «кроткому обращению с животными». В этом доме в 1876 году он принимал в гостях знаменитого немецкого зоолога, автора трёхтомника «Жизнь животных» Альфреда Брема (они общались на арабском языке, который Брем выучил, путешествуя по Северной Африке).

Сам дом — двухэтажный, полукаменный — был построен в 1858 году, а в 1863 году перестроен после пожара.

Вахитовский район, Казань
Аль-МарджаниМечеть
90

Со времён Ивана Грозного — два века! — татарам запрещено строить каменные мечети. В 1767 году Казань посетила Екатерина II — и сняла запрет. Первой каменной мечетью Казани и стала построенная в 1770 году Аль-Марджани (она же — Первая соборная, Юнусовская, Господская). Деньги собирали всей общиной — следующие мечети строятся уже конкретными меценатами и часто носят их имена. За Марджани же народ закрепил имя её первого имама, видного богослова и учёного. В советское время она была единственной действующей в городе.

Архитектор Василий Кафтырев был и автором первого генплана Казани. Как и другие мечети Старо-Татарской слободы, Аль-Марджани — сплав культур. С одной стороны, она вдохновляется русским барокко, с другой, — барочная лепнина, если присмотреться, оказывается татарскими орнаментами.

Рядом — исламский колледж и магазин исламских товаров.

Улица Каюма Насыри, 17Вахитовский район, Казань
Улица Шигабутдина Марджани, 16Административное здание
6
Одна из старейших усадеб Старо-Татарской слободы. Дом построен в 1823 году, а в 1870-е его купил Вали-бай: торговец чаем, гласный городской Думы, благотворитель. Это типичная усадьба казанского бая (то есть, крупного предпринимателя, большого человека). От русских городских усадеб того времени дом отличают и национальные орнаменты, и тяготение к ярким цветам, и то, что большая его часть находится во дворе, подальше от посторонних глаз. Ещё больше отличий было в изначальной планировке: внутри татарские дома делились на мужскую и женскую половины с отдельными входами. 
Вахитовский район, Казань
Кондитерские изделия
1516

Магазин с большим выборов сувениров, сладостей и прочих деликатесов.

 

Здесь же — уютное кафе, где можно передохнуть во время прогулки по Старо-Татарской слободе и выпить чаю с эчпочмаками и пахлавой.

Улица Шигабутдина Марджани, 22Вахитовский район, Казань
Апанаевская мечетьМечети
28

Она же — Вторая соборная, Байская. Вторая каменная мечеть в городе, которую построили с дозволения Екатерины II. Впрочем, обе мечети строились одновременно, Апанаевскую достроили в 1771 году. Деньги на строительство выделил купец Якуб Султангалеев, а попечителями стали купцы Апанаевы.

В 1930 году мечеть закрыли, минарет разрушили, а внутреннее убранство уничтожили. До 1990-х в здании работал детский сад, а после распада СССР мечеть вернули верующим.

Вдоль ограды Апанаевской мечети идет самая короткая и узкая улочка в городе — пешеходная Кунче (название в переводе с татарского означает «кожевенник»).

Улица Каюма Насыри, 27Вахитовский район, Казань
Музей старо-татарской слободы
148
Новый музей в старом кирпичном доме посвящён истории Старо-Татарской слободы с XVI века. Тут много интерактива: видео, тач-панели, чаепитие в компании виртуальной татарской бабушки (чаепитие, впрочем, реальное, что и объясняет дороговизну билетов — 550 рублей). Реальные старинные вещи, выставленные в музее (посуда, украшения, книги), предоставлены антикварными магазинами, поэтому теоретически их можно купить. Экспозиция небольшая, но посетители в восторге от экскурсоводов — и глубины погружения в историю старой Казани.
Улица Каюма Насыри, 38Вахитовский район, Казань

Осевая улица Старо-Татарской слободы — улица Габдуллы Тукая — пересекает главную площадь слободы — Юнусовскую. На площади сохранилось сразу несколько знаковых домов — усадьба Юнусовых-Апанаевых, дом Шамиля, дом Сафы Бахтеева.

Озелененная площадь делится на четыре равные части. Это традиционная для ислама классическая форма персидского райского сада. Исторически у каждой из четырёх частей было своё название. По воспоминаниям старожилов в послевоенной Казани они ещё назывались сад Любви, сад Майдан, сад Танцев или Туманный сад (там действительно была танцплощадка с духовым оркестром) и сад Печали. Сейчас площадь выглядит по-другому, но у городских властей есть планы реконструировать четыре сада.

Казань
Улица Фатыха Карима, 14Медицинское учреждение
8

Построенный в начале XIX века дом весь XIX век принадлежал одной из богатейших татарских семей Казани — Юнусовым. Тогда к нему прилагалась целая усадьба с каретниками, конюшнями, хозпостройками, флигелями и садом. Дом несколько раз перестраивался, последний раз — в 1906 году, уже перейдя в новые руки — купца Мухамед-Бадретдина Апанаева. Апанаев перестроил дом в актуальном тогда стиле модерн с восточным уклоном. Таким дом и дошел до нас, неплохо сохранившись.

И Юнусовы, и Апанаев много занимались благотворительностью, — при Апанаеве, например, в доме работал медицинский кабинет для бедных. После революции в национализированном особняке открыли поликлинику — она здесь до сих пор. В 2009 году здание прошло реконструкцию: внутри восстановили лестницу с дубовыми балясинами и статуи нимф.

Как и полагается традиционному татарскому дому, дом раньше имел главный вход — со стороны площади, и вход на женскую половину — со стороны улицы Карима.

Вахитовский район, Казань

История одного из самых впечатляющих домов Старо-Татарской слободы — и его названия, «дом Шамиля», начинается издалека. В 1859 году российские войска взяли в плен Шамиля, имама Чечни и Дагестана, четверть века успешно возглавлявшего сопротивление горцев превосходящим силам империи. После этого Россия установила контроль над регионом, а имам Шамиль большую часть оставшейся жизни провёл с семьёй в почётной ссылке в Калугу. Один из сыновей имама Мухаммад-Шапи сделал прекрасную карьеру в российской армии. В 1885 году генерал-майор Мухаммад-Шапи Шамиль женился на 18-летней дочери татарского миллионера Апакова Биби-Мариам-Бану. Её приданым и был дом на Юнусовской площади.

В начале XX века дом перестроили в актуальнейшем тогда стиле модерн — с обильными элементами восточного стиля. Сейчас в доме — музей поэта Габдуллы Тукая.

Улица Габдуллы Тукая, 74Вахитовский район, Казань
Построенный в начале XX века дом казанского торговца мануфактурой и галантереей: модерн с национальным характером, работа архитектора Фомы Петонди (фамилия звучит непривычно потому, что отец Фомы был мигрантом из Швейцарии). В 2000-е годы дом пережил сильный пожар: нынешний — сделанная в 2016 году реконструкция практически с нуля.
Улица Габдуллы Тукая, 72Вахитовский район, Казань
ЗангарМечеть
36

И снова характерная для татарских мечетей структура: двухэтажная двухзальная мечеть с минаретом на крыше. Минарет на крыше — нетипичное по мировым меркам, но традиционное для татар решение. После того как Иван Грозный запретил покорённым татарам строить каменные мечети, им оставались только небольшие сельские. У таких минарет традиционно находится на крыше, а не стоит отдельно: так устойчивее.

Голубая мечеть построена в 1819 году в стиле раннего классицизма. Как и многие другие храмы, пострадала в советское время. В 1930-е минарет мечети разобрали, а здание сделали жилым. После распада СССР здесь снова открыли мусульманский храм, но минарет восстановили только в 2009.

Мечеть зовётся Голубой из-за цвета стен. Чтобы оценить его, начните разглядывать мечеть издалека, постепенно приближаясь: вначале мечеть будет казаться белой, вблизи и особенно на солнце — небесно-голубой.

Улица Фатыха Карима, 19Вахитовский район, Казань
БорнайМечеть
9

Бурнаевской мечеть назвали по имени главного спонсора строительства — текстильного фабриканта Садыка Бурнаева. Ещё эту мечеть называли Иностранной — из-за того, что среди прихожан было много приезжих. Мечеть построили в 1872 году по проекту Петра Романова (архитектора построившего многое в Старо-Татарской слободе). А в 1895 году к ней пристроили минарет в псевдовизантийском стиле. Впервые в Казани он находится не на крыше, а рядом.

Раньше с мечетью вела архитектурный диалог стоявшая рядом похожая по стилю церковь,но в советское время её снесли.

Улица Ахтямова, 7Вахитовский район, Казань
Пивоваренный завод, основанный в XIX веке прусским пивоваром Петцольдом, а потом приобретённый купцом Александровым. Примечательный факт: когда началась Первая мировая, завод начал выпускать вместо пива «солодовый напиток», вариацию на тему безалкогольного пива. В советское время на заводе продолжали выпускать соки и воды. В 1990-е завод закрылся; сейчас старинные корпуса реконструируют, чтобы превратить в лофт-квартал.
Улица Габдуллы Тукая, 97а к1Вахитовский район, Казань
Религиозное сооружение
1

В 1887 году на деньги купца Муртазы Азимова на месте обветшавшей деревянной мечети построили одну из самых красивых каменных мечетей Казани. Зодчий, имя которого до нас не дошло, выстроил её в стиле эклектики — в его национально-романтическом направлении, с восточномавританскими и османскими вдохновениями.

Ажурные фасады дополняет великолепная ограда и недавно обновлённый интерьер с цветными витражами, которые сохранились с начала истории мечети.

Обратите внимание на шестиконечную звезду на минарете и в узоре ограды. Этот символ обычно ассоциируется с иудаизмом, но он есть и в христианстве и исламе (как «печать Соломона»), и во многих культурах до них. У мусульман шестиконечная печать Соломона часто выступает как охранный амулет. Но Азимовской мечети в советское время он не помог: как и прочие она была закрыта, разорена и отдана под кинотеатр и школу киномехаников.

Улица Фаткуллина, 15Приволжский район, Казань
Казанское мусульманское медресе 1000-летия принятия исламаМедресе
4

Дальше начинается Ново-Татарская слобода. Это район исторически рабочий и ремесленный (в отличие от Старо-Татарской слободы, где селилась интеллигенция и купечество). Поэтому и архитектурно эти кварталы куда менее примечательны. Но и здесь есть две красивых каменных мечети — Розовая и Иске-Таш.

Розовую мечеть с минаретом с ажурными восточными узорами и необычными окнами в виде пятилистника построили в 1906 году на деньги купца Мухаммед-Садыка Галикеева. Ещё её называют Низенькой Бухарской или Зелёной. А она, на самом деле, — бело-голубая, а розовой была раньше.

Минарет реконструирован — в советское время его снесли, а в мечети разместили профилакторий. Сейчас в ней Казанское высшее мусульманское медресе 1000-летия принятия ислама.

Улица Мазита Гафури, 67Вахитовский район, Казань
Иске-ТашМечеть
10

Довольно сдержанную мечеть возвели в начале XIX века. Внутри двухэтажного здания — два зала, а в центре крыши — трёхъярусный минарет. Лестницу к минарету сделали прямо в толще стены, разделяющей молельные залы.

Есть легенда, что мечеть возвели на братской могиле татарских воинов, которые погибли в битве с войсками Ивана Грозного. На их могиле стоял большой старый камень, что по-татарски звучит как зур иске таш.

Улица Мазита Гафури, 34а к1Вахитовский район, Казань
529
Если вы отправились осматривать Старо-Татарскую слободу ближе к вечеру, экскурсию рекомендуем завершить в «Сетке». Это уютный бар, который местные любят за атмосферу и отличные коктейли. В меню — несколько холодных закусок, несколько горячих блюд, коктейли и вино. Все коктейли — по 440 рублей. Кролик с облепихой и фуа-гра — 620 рублей. Заведение камерное, поэтому лучше бронировать место заранее.
Улица Каюма Насыри, 3Вахитовский район, Казань
145
Бар возле озера Нижний Кабан, по соседству с другим отличным баром — «Сеткой». Местные бармены дружелюбны, обаятельны и фанатично относятся к своему искусству — смешиванию коктейлей.
Улица Каюма Насыри, 3Вахитовский район, Казань

Воскресную прогулку по Старо-Татарской слободе можно совместить с посещением блошиного рынка. Блошиные рынки — увлекательный и бесплатный способ узнать о быте, нравах и истории не меньше, а то и больше, чем в краеведческом музее.

 

Старейшая блошка Казани раскидывается по воскресеньям в парке Тинчурина. Никогда не знаешь, с каким сокровищем уйдёшь: старыми книгами или пластинками, советским фотоаппаратом или противогазом, фарфоровой собачкой или хрустальной вазоой. Первые торговцы появляются в восемь утра, а часам к двум блошка уже сворачивается. Идеальное время посещения — около десяти утра. Отдохнуть и разглядеть покупки можно у фонтана в центре парка.

 

Рынок в парке Тинчурина — культурный вариант. А если вы продвинутый пользователь блошек и знаете, как найти сокровище в куче хлама на газетке — отправляйтесь в воскресенье с утра пораньше на «нищий базар»: большую дикую барахолку на улице Гудованцева на окраине Казани.

Парк им. Карима ТинчуринаКазаньВахитовский район, Казань
Мозаичная стела В.И. Ленину
1
За торгом на блошином рынке в парке Тинчурина присматривает Ленин — с  мозаичного панно, созданного в 1970-е годы. К панно прилагается байка о том, что изначально вместо мозаики парк украсили портретом Ленина в технике сграффито (резьба по штукатурке, выложенной разноцветными слоями). Но работу выполнили с нарушением технологии, поэтому через полгода от неё начали отваливаться куски: и Ленин — к ужасу партийного руководства — стал похож на Гитлера. Испорченную работу спешно заменили на мозаику.
Парк им. Карима ТинчуринаВахитовский район, Казань

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.