............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Самые красивые мозаики Казани: где их искать и что они означают

В середине XX века искусство мозаики стало одним из главных в СССР. Изображения из кусочков цветного стекла (смальты) или керамической плитки придавали индивидуальность типовым постройкам и разнообразили городскую среду. В Советской Татарии (так называли Республику Татарстан) часто совмещали мозаику с техникой сграффито (процарапывание рисунка по штукатурке). Художники выбирали разные темы, но особенно часто создавали сюжеты, связанные с национальным искусством. Экскурсовод команды «Казань глазами инженера» Вера Силкина подготовила гид по самым интересным мозаикам Казани. В подборке — большое панно с главными достопримечательностями, узоры традиционной кожаной мозаики, панорама кремля и Ленин, словно сошедший с иконы.

Материал опубликован в апреле 2024 года. Автор фото на обложке — Даниил Шведов.

Казань-1, транспортно-пересадочный терминалВокзал
2

В 1967 году Виктор Федоров и Сергей Бубеннов создали самую известную монументальную работу в городе, «Казань — столица Советской Татарии». Панно выполнено в технике сграффито, то есть процарапывания рисунка по разноцветным слоям штукатурки, но в головном уборе девушки есть вкрапления мозаики. В 1960-е годы в Казани не делали полномасштабных композиций из смальты (цветного непрозрачного стекла), но иногда использовали этот материал для проработки деталей.

Сграффито на стене вокзала отражает все стороны жизни города и его развитие в советский период. В узорах платка девушки можно найти изображения нефтяных вышек, а в углу композиции — панорама города, где, кроме старинных знаковых построек, изображены лучшие на тот момент советские: цирк, речной вокзал, дворец спорта, театр оперы и балета.

Улица Чернышевского, 36аВахитовский район, Казань
ТатарстанГостиничный комплекс
1857

При оформлении гостиницы «Татарстан» в 1970 году в Казани впервые создали монументальные панно из смальты. Над ними работали лучшие художники Республики.

Первое, что встречает посетителей в холле, — мозаика со сказочным и гостеприимным образом древних булгар. Акценты композиции Сергея Бубеннова — три группы людей в национальных костюмах со сладостями и драгоценностями. Фон заполнен национальными татарскими узорами, а в верхней части изображения — условная панорама белокаменной столицы древней Булгарии до XV века (в современном городе Болгар сохранилось лишь несколько построек этого периода).

Подходя к ресторану, сквозь стеклянные двери видишь яркую сцену татарского чаепития, созданную художником Виктором Фёдоровым. Оранжевые оттенки добавляют композиции декоративности. Эта работа, как и мозаика в холле отеля, показывает важность синтеза архитектуры и монументального искусства. Сюжет отвечает функции пространства и задаёт национальный колорит.

Улица Пушкина, 4Вахитовский район, Казань

В фойе бассейна «Оргсинтез» — великолепный пример работы художника с архитектурным пространством. На двух соседних стенах изображены девушка и юноша, плавающие вместе с морскими обитателями. Глядя на мозаики Виктора Фёдорова, созданные в 1971 году, кажется, что находишься в подводном царстве.

Проспект Ямашева, 7Московский район, Казань

Дом культуры строителей — типовой проект, но благодаря труду местных художников-монументалистов, которые оформляли его в 1971 году, он стал одним из самых интересных зданий города. На фасаде — огромный витраж Виктора Фёдорова, изображающий строительство Казани в советский период, а внутри — мозаичная композиция Рустема Кильдибекова с райскими птицами.

Улица Николая Ершова, 57аСоветский район, Казань
Кожевенная, 20Административное здание
Виктор Фёдоров украсил пожарную часть мозаичным панно в 1974 году. Тема работы продиктована назначением здания. В центре изображены пожарные, которые сражаются с пламенем. Огонь и вода формируют композицию из абстрактных форм. Для этого художника характерно использование ограниченного, но яркого колорита и добавление множества геометрических деталей.
Адмиралтейская слобода м-н, Кировский район, Казань

Эта стела — лишь сохранившаяся центральная часть снесенной доски почёта бывшего Бауманского района Казани, которая была возведена в 1976 году. Мозаичный портрет Ленина выделяется на фоне динамической композиции из развевающихся красных знамён. Изображение вождя похоже на древнерусские знамёна с ликом Христа. Вообще, в советском монументальном оформлении часто использовали приёмы религиозного искусства. Это неудивительно, ведь техника мозаики тесно связана с христианством: её часто применяли при оформлении византийских соборов.

Интересно, что изначально оформлением доски почёта занимался Фарид Якупов, который планировал создать панно в технике сграффито. Но он работал осенью во время заморозков, а весной цемент оттаял и начал отваливаться. Тогда решили сделать мозаику. Для этого пригласили другого художника, Рустема Кильдибекова.

Парк им. Карима ТинчуринаВахитовский район, Казань
11
В советское время здесь работал дом обуви «Татпошивобувьбыт». Построенное в 1979 году здание богато декорировали медными скульптурами внутри (не сохранились) и мозаичным узором в исполнении Розалии Нургалеевой снаружи. Композиция на фасаде отсылает к искусству татарской кожаной мозаики, что связывает оформление с функцией.
Казань
Театр им. Галиасгара КамалаТеатры
518
Фасад театра на набережной озера Кабан украшают небольшие мозаичные вставки, состоящие из татарских узоров. Их создал в 1980-е годы Рустем Кильдебеков. Многие считают, что это изображения духа леса Шурале, однако более вероятно, что эти антропоморфные фигуры — стилизованные маски комедии и трагедии, что соответствует назначению здания.
Улица Татарстан, 1Вахитовский район, Казань
Здание возвели в 1932 году как столовую для жителей поселка имени Урицкого, но затем несколько раз перестраивали и меняли назначение пространства. В 1961 году здесь открыли Дом культуры — примерно в это же время появились сграффито над входом (работа не сохранилась) и композиция со спортсменами в смешанной технике сграффито и мозаики (со стороны улицы Академика Королёва). На фоне из смальты выделяются фигуры спортсменов, созданные из слоёв окрашенной штукатурки.
Улица Академика Королёва, 47Московский район, Казань
2
Стела изображает процесс строительства, связанного с подводно-монтажными работами, а её вертикальный объём дополнен профилем Владимира Ленина. Мозаика выполнена не из кусочков цветного стекла, а из более дешёвой керамической плитки. Такую технику широко применяли при создании малых архитектурных форм (например, остановок), а также для оформления однотипного панельного жилья.
Ново-Савиновский район, Казань
Улица Бондаренко, 7Жилой дом
1
Первые панельные здания серии 1-464 начали возводить ещё в 1958 году, а этот дом построили в 1972 году. Чтобы придать индивидуальности однотипным панельным домам, часто прибегали к монументальному искусству. На боковой панели этого здания изобразили футболиста, бьющего по мячу. Нетривиальный ракурс добавил композиции динамики. В работе художники использовали не смальту, а керамическую плитку.
56-й квартал, Московский район, Казань
Улица Бондаренко, 19Жилой дом

Это здание идентично дому на улице Бондаренко 7, но его торец украшает уже другой сюжет. В советское время пропаганда спорта и здорового образа жизни отражалась и в искусстве — в Казани множество монументально-декоративных работ на эту тему.

По стене этого дома скользит лыжник, который выглядит как персонаж пиксельной игры. Такой эффект получился за счёт использования керамических плиток: техника накладывала ограничения на визуальное воплощение образа.

56-й квартал, Московский район, Казань
Проспект Ямашева, 19Жилой дом
2
Этот дом также относится к серии 1-464 и был построен одновременно с домами на улице Бондаренко. В попытке добавить природной красоты плотной городской застройке художники-оформители изобразили на торце здания лесные деревья, выложенные из квадратной плитки.
56-й квартал, Московский район, Казань

Авторы мозаик на домах серии 1-464, построенных в этом районе в 1972 году, неизвестны, за исключением этой работы. Её создал художник Пищулин. Однако никакой другой информации, кроме фамилии, о нём нет. Для оформления этого здания мастер создал панораму Казанского кремля. Такой выбор темы сделал его панно ценным документом эпохи, поскольку в наше время вид на достопримечательность сильно изменился.

В целом мозаики из плитки, возможно, имеют меньшую художественную ценность, чем более сложные композиции из смальты. Однако они показывают стремление проектировщиков разнообразить городскую застройку.

56-й квартал, Московский район, Казань

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.