Эти земли, которые владелец назвал то ли в честь жены, то ли в честь сестры Амалии, вошли в состав Кёнигсберга в начале ХХ века. Поэтому Амалиенау — заповедник захватившего тогда мир стиля. В России этот стиль в архитектуре и дизайне назывался модерном, во Франции — ар нуво, в США — тиффани, в Австро-Венгрии — сецессион, в Германии — югендштиль. Короче, название вертелось в основном вокруг новизны и молодости. И суть была одна: стирание границ между искусством и дизайном для повседневной жизни, декоративность, причудливость форм, которые должны напоминать не рукотворные, а естественно растущие природные. Модерн был результатом одновременно и технического прогресса (например, без железобетона многие его образцы было бы невозможно построить), — и усталости от него, желания вернуться в природу.
В советское время виллы были либо домами на несколько квартир, либо детскими садами и прочими учреждениями. А в постсоветское время многие из них снова стали частным элитным жильём.
Начать прогулку по Амалиенау можно от крошечного Литовского сквера. Здесь находятся знаковые для района вилла Лео и кирха святого Адальберта.
Название сквер получил в 2005 году. Тогда же здесь был увековечен литовский поэт и учёный Людвикас Реза — памятником работы литовского же скульптора Арунаса Сакалаускаса. Людвикас Реза родился на Куршской косе и был представителем народа курсениеков — рыбаков, говоривших на своём диалекте латышского и немецком. Реза происходит словно из постоянно рассыпающегося мира: курсениеки уже тогда были совсем небольшим народом, а к нашему времени практически исчезли; деревня, в которой Реза родился, была поглощена песком (как и многие другие деревни Куршской косы до того, как Вильгельм Эф изобрёл способ сдержать ползучие дюны). Сам Реза рано потерял родителей и окончил школу для бедных в Кёнигсберге. Зато позже стал профессором университета Альбертина, переписывался с Гёте и заложил основы литовской фольклористики.
Неоготическая католическая кирха. Её построил в 1904 году архитектор Фридрих Хайтманн, автор общей планировки Амалиенау и многих вилл здесь.
С кирхой связан и конец Хайтманна. В 1914 году 60-летний архитектор отправился на фронты Первой мировой в чине старшины, там заболел. Работать после этого не смог — и доживал в доме священника при кирхе святого Адальберта, тут был и похоронен, всеми забытый: стиль историзма, в котором Хайтманн работал, тогда был раскритикован и выброшен из моды.
При СССР в кирхе была мастерская зубных протезов, потом — НИИ земного магнетизма. Сейчас вернулись шпиль и цветные витражи; после реставрации здесь будет православный храм. В Калининграде вообще много православных церквей в бывших кирхах с сохранением исторического облика снаружи — РПЦ обычно привносит только своё внутреннее убранство и кресты.
Вилла Лео — одна из самых первых вилл Амалиенау. Она построена в 1902 году — всё тем же архитектором Фридрихом Хайтманном — в романтически-сельском стиле. Лео — имя хозяина: судовладельца и депутата горсовета Кёнигсберга. Раньше виллу окружала причудливая металлическая ограда — теперь от неё осталась только калитка с коваными листьями и цветами. В начале века её открывали по выходным — чтобы любой горожанин мог зайти и насладиться красотами сада господина Лео.
Внутри, говорят, сохранились даже оригинальные паркетные полы и плитка. Любоваться ими могут воспитанники занимающего сейчас виллу детского сада.
Эту виллу Фридрих Хайтманн построил в 1905 году для доктора Штайнкопфа. Кстати, в этой вилле можно пожить: апартаменты на верхнем этаже сдаются (от 3000 рублей за ночь).
Вилла построена в 1906 году архитектором Вормсом для коммерсанта Либека, хозяина магазина мужских аксессуаров. Здание в стиле романтизма, щедро украшенное геометрическими орнаментами, — одно из самых красивых в Амалиенау. Сейчас это — дом на несколько квартир. Сохранились не только резные входные двери, но и кованые перила и метлахская плитка и кафель Villeroy & Boch в парадной.
Улица, на которой стоит дом, раньше называлась Гётештрассе, а сейчас — улицей Пушкина: один литературный гений сменился другим.
Апогей романтизма; характерная для эпохи дерзость в заимствовании из разных стилей. Виллу украшают изваяния голов в египетском стиле, барельефы, на которых изображены женщины в древнегреческих одеждах, и над всем этим возвышается башня в готическом духе. Говорят, господин Михаэлис, директор кредитной палаты, увлекался археологией.
В советское время в вилле был детский сад, а сейчас — резиденция почётного консула Греции.
Виллу Винтер в 1911–1912 годах построил в стиле модного тогда неоклассицизма архитектор Фридрих Ларс для богатого фабриканта Соломона Винтера, председателя местной еврейской общины и одного из главных спонсоров Кёнигсбергской синагоги.
Эта вилла — одна из последних вилл, построенных в Амалиенау в сытое и беззаботное время перед Первой мировой: больше таких спокойных времён не будет. А Кёнигсбергскую синагогу сожгут нацисты во время Хрустальной ночи.
Если вам кажется, что вилла Винтер похожа на что-то, что вы видели недавно, то, возможно, так и есть. В 1920-е годы архитектор Фридрих Ларс построил гробницу над могилой Канта, — и некоторые решения виллы Винтер с ней перекликаются.
Сейчас в вилле Винтер — налоговая инспекция.
Ничего выдающегося в архитектуре этого дома напротив виллы Винтер по меркам его времени (начала ХХ века) нет — он в принципе типовой. Но обратите внимание на крышу. В довоенном Кёнигсберге большинство домов имели черепичную крышу именно под таким сильным углом. При восстановлении зданий после войны крыши делались более плоскими — и теперь традиционная кёнигбергская крыша выглядит необычно.
Почти все улицы Кёнигсберга получили после войны новые названия. Но некоторые сохранили старые, — переведённые на русский язык. Среди них и Кастаниеналлее — она так и осталась Каштановой аллеей. И, да, на ней до сих пор можно увидеть старые каштаны.
Построенная в 1905 году вилла, стилизованная под фахверк, названа в честь автора — архитектора Эрнста Мела.
Бывший пруд Близнецов (Цвиллингтайх). Когда-то по его берегам прогуливались жители Амалиенау: женщины в узких длинных юбках и грандиозных шляпах и мужчины с подкрученными усами. Сейчас наряды стали попроще, но возле озера по-прежнему очень приятно прогуляться, разглядывая уток и лебедей.
Кстати, местные обычно называют его «Хлебным» или просто «Хлебкой». Говорят, это из-за того, что в 1960-е рядом был хлебный магазин.
Неплохо сохранившаяcя и тщательно отреставрированная вилла 1906 года. Сохранился и красный бук во дворе — он точно помнит этот дом ещё новеньким.
Как и многие другие виллы Амалиенау (а также общая планировка района-сада), это — работа архитектора Фридриха Хайтманна. Обратите внимание на главную фишку дома — словно продолжающий крышу деревянный балкон.
Сейчас в вилле офисы — а ещё недавно в ней жило семь семей.
В Амалиенау есть два здания, которые называют «вилла Мел»— по имени архитектора. Одно из них — на Каштановой аллее, второе — этот жилой дом на несколько квартир на Чапаева. Здание нуждается в реставрации, но ухитрилось сохранить многое из своих лучших времён — вроде входной арки или оригинальной полукруглой решётки на окне мансарды. В 2019 году собственники продавали это здание (с участком) на «Авито» за 35 миллионов рублей.
Эта вилла построена в 1909 году архитектором Вильгельмом Варрентраппом для фабриканта Карла Шмидта. С домом его отца мы уже познакомились раньше (как видите, вкусы в семье сильно различались). Вилла не пострадала в войну, зато сильно обветшала в послевоенную эпоху коммуналок. В 2010-е годы виллу купил местный молочный король Рустам Алиев. Новый хозяин отреставрировал её со всем уважением к архитектурному наследию — вплоть до того, что во дворе высажены исторически верные сирень, рододендрон и магнолия. Также во дворе можно увидеть подлинные старинные немецкие пожарный гидрант, скамейку и чугунную крышку люка.
Для вилл Амалиенау характерен так называемый исторический стиль: современные (для того времени) строительные решения сочетаются к отсылками к разным стилям и эпохам, иногда в причудливых сочетаниях. Вилла Шмидта-младшего, например, сочетает элементы классицизма с элементами фахверка: традиционной каркасной архитектуры немецкого крестьянского дома.
Во всех виллах Амалиенау с самого начали были новейшие блага цивилизации: электричество, газ, канализация, водопровод. А в некоторых, включая и эту, — ещё и бассейн.
За этой виллой стоит трагическая история: в 1944 году выяснилось, что владелец виллы, коммерсант Вольфганг Яф — на четверть еврей. Не дожидась отправки в концлагерь, Яф и его жена покончили с собой в своём доме.
В советское время в вилле была станция юных техников — в бассейне несчастного Яфа запускали модели кораблей. Сейчас вилла снова в частных руках. В память о Яфе нынешний владелец пожертовал крупную сумму денег на строительство местной синагоги.
Как и большинство вилл Амалиенау этот сказочный домик называется по имени первого владельца — господина Маковски.
Вилла построена из жёлтого и красного клинкерного кирпича. Клинкерный кирпич, — обожжённый при особо высоких температурах, — и прочнее, и дороже обычного кирпича. И звонче при стуке — отсюда и название. Обычный цвет клинкерного кирпича — тёмно-коричневый. Вариации — вроде жёлтого — соответственно ещё дороже.
В советское время здесь была гостиница для партийных работников. В 2018 году дом за 75 миллионов рублей (как пишет местная пресса), выкупила частная компания, которая тоже использует его для приёма своих гостей.
Эта вилла на бывшей Кронпринценштрассе — характерный образец югендштиля с его любовью к природе — и естественной для неё ассиметрии.
Маленький коктейльный бар с крутой атмосферой. Владельцы сами стоят за стойкой и охотно общаются с гостями (и сами же делают для своего бара столешницы и бокалы из пустых бутылок). Весьма вероятно, вам тут посоветуют не только идеальный коктейль, но и что стоит увидеть и сделать в Калининграде.
По свидетельству организаторов главной калининградской ресторанной премии «Пумперникель», несколько раз признававшей «Горизонт» лучшим баром, это излюбленное заведение местной богемы, — здесь, например, можно встретить Евгения Гришковца. Писатель и драматург, возможно, самый известный житель современного Калининграда. Причём по выбору, а не по рождению (у немцев, к слову, для таких случаев есть специальное слово Wahlheimat, «родина по выбору»). Уроженец Кемерова, Гришковец перебрался сюда четверть века назад и не перестаёт признаваться городу в любви. Калининград, говорит Гришковец, отличается от других российских городов тем, что тут приятно просто гулять.
В доходном доме постройки 1912 года, стоящем на границе районов Хуфен и Амалиенау работает частный музей-квартира, где — целиком, от гостиной до туалета, — воссоздан быт жившего в этом доме сто лет назад купца Густава Гросманна. Здесь полно удивительных штуковин вроде чашки с приспособлением, чтобы не замочить усов, или домика для сверчка.
Также музей водит отличные экскурсии по Хуфену и Амалиенау. И на экскурсии, и для посещения самого музея билеты нужно покупать заранее — на сайте музея или прямо здесь же в музейной кофейне-магазине, устроенной в бывшей лавке Гросманна. Здесь же можно выпить кофе, купить марципан местного производства, книги о городе и сувениры, а также — старинную посуду, статуэтки и прочие образцы югендштиля вплоть до столетнего дивана.
Район вилл — это Южный Амалиенау, а есть ещё и Северный Амалиенау — район доходных домов, плавно переходящий в Хуфен — ещё один исторический район. Вот, например, дом на несколько квартир, построенный всё тем же архитектором множества вилл Фридрихом Хайтманном. Среди жильцов этого дома был Фридрих Ларс — архитектор сооружения над могилой Канта и уже известной нам виллы Винтер.
Изначально у дома была шатровая крыша и фахверковая мансарда. Всё это сгорело во время войны — дом восстановили в 1950-е уже в упрощенном виде.
Когда-то придомовые небольшие скульптуры украшали многие дворы Кёнигсберга. Но эта — последняя из них: что-то вроде памятника мирной жизни, установленного уже в разгар войны в 1943 году. Долгое время скульптура стояла обезглавленной, но недавно её реставрировали (правда, реставрация понравилась не всем).
Обратите внимание на украшающий южный торец этого многоквартирного дома на Фестивальной аллее горельеф, изображающий девушку, поправляющую волосы. Автор горельефа неизвестен, как и точный год постройки дома: то ли конец 1920-х, то ли начало 1930-х.
Особую живописность самой Фестивальной аллее придают бегающие через зелень трамваи. Сейчас от трамвайной сети, которая была самой развитой в Восточной Пруссии и процветала и в советское время, осталось только два маршрута.
Cоветуем прокатиться на трамвае №5, который и ходит по Фестивальной аллее: он идёт мимо половины городских достопримечательностей, а его конечная — Дюнная — находится в неизвестном туристам, но сохранившем много старинной застройки бывшем рабочем районе Розенау. Кстати, у нас есть гиды и по трамвайному маршруту, и по примыкающему к Амалиенау с востока району Хуфен. Их можно найти в разделе «Интересное в городе».