............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Гид по индустриальной романтике порта и Ратсхофа

Эта прогулка — для тех, кто любит индустриальную красоту, бетон и железо, стрит-арт, промзоны, непарадные изнанки городов. Впрочем, прогулка начинается с одной из главных достопримечательностей города — Музея Мирового океана и его кораблей у набережной Петра Великого. Ну а дальше — лучшие виды на краны и элеваторы порта, множество граффити, бывшая рабочая окраина Кёнигсберга и пристанище рок-звёзд в бывшей церкви.

На месте старого порта (сейчас порт находится западнее) разместился один из самых интересных музеев города. Издали видно его новое здание в виде стеклянного шара. Но оно ещё строится, музей пока занимает здание попроще. Хиты (не слишком большой) экспозиции под крышей — 15-метровый скелет кашалота, глубоководный аппарат «Мир-1», который Джеймс Кэмерон использовал на съёмках «Титаника», аквариумы с рыбами.

 

Крупнейшие экспонаты пришвартованы у набережной снаружи: подлодка «Б-413», теплоход «Витязь», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовный траулер «СРТ-129». Все можно посетить — каждое по отдельном билету. У всех судов — своё расписание: изучите сайт музея заранее. В разгар сезона будьте готовы к очередям в кассы и на вход.

 

Впрочем, приятно и просто прогуляться по булыжной мостовой набережной Петра Великого и посмотреть на корабли (а также якоря, обезвреженные донные мины и прочее хозяйство музея, выставленное прямо на набережной).

Калининград
Набережная Петра Великого, 1/1Строящееся здание
5
Новый корпус Музея Мирового океана в виде огромного стеклянного шара начали строить в 2017 году с расчетом закончить к Чемпионату мира по футболу в 2018 году — но с тех пор сроки несколько раз переносились.
Ленинградский район, Калининград
Советский рыболовный траулер: такие закладывались ещё до войны на германских верфях, а после войны были достроены и переданы СССР в качестве репараций. Можно осмотреть открытую палубу, носовой отсек с жилой каютой, трюм, салон команды, каюту капитана, ходовую и штурманскую рубки с приборами, шлюпочную палубу, а также — экспозицию, посвящённую истории российского рыбопромыслового флота. Особый интерес представляют паруса — на траулерах СРТ их использовали для повышения скорости. 
Набережная Петра Великого, 1БЛенинградский район, Калининград
Бывший нацистский военный транспорт, ставший научно-исследовательским судном. Именно с борта «Витязя» в 1957 году была установлена глубина Марианской впадины — 11 022 метра. Часть помещений переоборудованы в музейные — с экспозициями, посвящёнными истории исследований океана, в части воссоздан реальный морской быт.
Набережная Петра Великого, 1гЛенинградский район, Калининград
Последний из 11 кораблей, которые обслуживали Центр управления полетами России, следуя за космическими аппаратами по воде. С развитием спутниковой связи потребность в них пропала — поэтому все кроме «Виктора Пацаева» отправились на металлолом. Последний раз «Виктор Пацаев» выходил на связь с космосом в 2017 году.
Набережная Петра Великого, 1дЛенинградский район, Калининград
Дизель-электрическая подлодка Северного флота. Музейная, но переделанная по минимуму — и сама держится на плаву, — а это редкость. По билету можно пройти лодку внутри насквозь (прочувствовать на себе тесноту узких проходов, увидеть техническую начинку, перископ, торпедный отсек), — а потом вернуться назад по наружной части.
Набережная Петра Великого, 1вЛенинградский район, Калининград
Фонтан "Путти"
3

Калининград — город контрастов между довоенной немецкой и послевоенной советской эстетикой. Старинный фонтан с умильными путти на фоне панельных многоэтажек воплощает эти контрасты максимально наглядно. Фонтан, украшенный фигурами пухлых малышей из ракушечника, создан скульптором Станиславом Кауэрсом (его же — памятник Шиллеру в начале проспекта Мира) в 1908 году. Несколько раз фонтан переезжал с место на место, страдал от времени и вандалов, пока его не принял к себе Музей Мирового океана. В 2011 году петербургские специалисты отреставрировали фонтан по архивным фото.

Ленинградский район, Калининград
Двухъярусный мост
12

Нижний ярус — для автомобилей и пешеходов, верхний — для поездов. Мост построен в 1926 году, взорван немцами во время битвы за Кёнигсберг и восстановлен с заменой поворотного механизма на подъёмный. Когда нужно пропустить проходящие по реке суда, средняя часть моста поднимается.

 

В районе моста ухоженная прогулочная набережная Петра Великого превращается в сугубо утилитарную, неуютную Правую набережную, которую куда чаще проезжают, чем проходят. Зато с Правой набережной — лучший вид на порт и его суровую промышленную архитектуру. Имейте в виду, что вид начинается не сразу: метров 800 придётся идти вдоль глухого забора, отделяющего вас от порта и реки.

Ленинградский район, Калининград
Правая набережнаяУлица
4

Говорят, Иммануил Кант все свои 80 лет не выезжал из Кёнигсберга и приговаривал: «Чтобы увидеть весь мир, достаточно прийти в порт!». Как и почти любая красивая история, это не совсем правда. Да и во времена Канта порт — основанный ещё в XIV веке, — конечно, выглядел куда более экзотически — и там действительно можно было повстречать людей со всего света. Но посмотреть на корабли, огромные краны и гигантские элеваторы начала ХХ века интересно и сейчас. Особенно эффектно суровые индустриальные красоты выглядят на закате.

 

Если повезёт, в порту можно застать знаменитый барк «Крузенштерн», спущенный на воду в 1926 году: его ровесники уже памятники, а он по-прежнему бороздит океаны и участвует в парусных регатах.

Калининград
Кафе-пастерия
223
В промзоне как-то не ожидаешь встретить неплохое итальянское кафе — а это именно оно. Бывают нарекания к чистоте и сервису, зато цены — невысокие, а еда (особенно паста) — вкусная. Если не слишком ветрено, то можно любоваться кранами и элеваторами порта с открытой веранды.
Правая набережная, 9 к2Центральный район, Калининград
Творческое пространство
15
Ещё одно место возле Правой набережной, где можно отдохнуть, выпить кофе и перекусить. Здесь проходят выставки, лекции, вечеринки; продаются всякие дизайнерские штуки, арт-объекты и винтажная одежда.
Каштановая аллея, 1аЦентральный район, Калининград

Ближе к пересечению с улицей Вагоностроительной на бетонном заборе вдоль Правой Набережной начинается ещё и заборная галерея граффити — некоторые из них довольно мощные.

Центральный район, Калининград
Два огромных здания на другом берегу Преголи — Кёнигсбергский портовый элеватор, на момент строительства — в 1924 году — бывший самым крупным в Европе и одним из крупнейших в мире: оба склада вмещали 125 000 тонн зерна.
Московский район, Калининград
Кёнигсбергская вальцовая мельницаАдминистративное здание
2
С Правой набережной можно подняться наверх по улице Вагоностроительной. Но прежде чем свернуть на Вагоностроительную, взгляните на вальцовую мельницу — неплохо сохранившийся образец промышленной архитектуры конца XIX века. Мельница пострадала в войну, — но как жизненно необходимый городу объект была восстановлена в числе первых.
Мукомольный заводПравая набережная, 15Центральный район, Калининград
Здание элеватораАдминистративное здание
2

А это огромное здание на Правой набережной — элеватор конца XIX века, снабжавший сырьём вальцовую мельницу.

 

Сейчас это офисное здание, которое пытается превратиться в креативный кластер, — там работают сразу несколько фотостудий, дизайнеры и прочие творческие люди.

Правая набережная, 21Центральный район, Калининград

Вагоностроительная (бывшая Арндтштрассе) приведёт в бывший рабочий район Ратсхоф. Cто лет назад это была пролетарская окраина города. Тогда сюда — за город и поближе к железной дороге — переехала с острова Ломзе (сейчас — Октябрьский) вагоностроительная фабрика Штайнфурта. В 1920-е годы на ней было занято около тысячи рабочих.

 

Она продолжила работу и после войны в качестве Калининградского вагоностроительного завода. Это и есть та промзона между рекой и железной дорогой, мимо которой мы прямо сейчас идём по Вагоностроительной. Завод до сих пор выпускает думпкары (вагоны-самосвалы), контейнеры и электропогрузчики.

Калининград
Сооружение

Железобетонный мост через железную дорогу построен в начале 1910-х годов. Раньше здесь была и железнодорожная станция, от которой сохранились эти постройки.

 

После железной дороги промзона заканчивается и начинаются старые жилые кварталы.

Центральный район, Калининград
Ремонтная, 1-53Малоэтажный жилой дом
2

Район Ратсхоф строился в начале ХХ века как прогрессивное и комфортное жильё для рабочих вагоностроительной фабрики: двухэтажные дома на 3–4 семьи, с детскими площадками, прачечными, ванными комнатами в подвале и обязательно — с садом при каждом доме. Это застройка до сих пор выглядит уютно. Кстати, в одном из этих домов на улице Ремонтной провёл детство будущий космонавт Алексей Леонов.

 

Застройка Ратсхофа — демократичное прочтение популярной в начале ХХ века идеи города-сада, придуманной английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом. Эта же идея — в более элитарном варианте — вдохновила и создателей колонии вилл Амалиенау. Она владела и умами градостроителей в раннем СССР: город-сад строили в Иванове, Барнауле, Вологде и ещё много где.

 

Город-сад, неплотно застроенный, ограниченный по численности, с развитой инфраструктурой, противопоставлялся типичному городу конца XIX века: перенаселённому, хаотично растущему, антисанитарному.

Центральный район, Калининград
Станочная, 10-12Административное здание

«Вагонка» — один из старейших клубов города, культовая концертная площадка. Здесь дают концерты и местные музыканты и заезжие звезды (в «Вагонке» выступали, например, The White Stripes!). Так что не забудьте заглянуть в афишу. В нынешнем здании это трудно разглядеть, но клуб находится в бывшей Христос-кирхе, построенной в 1937 году архитектором Куртом Фриком. Это была последняя церковь, построенная в предвоенном Кёнигсберге. После войны в кирхе устроили дом культуры.

 

«Вагонку» передали РПЦ, — поэтому, рано или поздно она, вероятно, будет реконструирована и превращена в православный храм. Это довольно типичная судьба для бывших лютеранских кирх Калининграда и области, — при этом, новые хозяева как правило сохраняют наружный исторический облик зданий.

Центральный район, Калининград
Средняя общеобразовательная школа №14Школы
11
Народная школа, построенная в 1910 году в стиле модерн, а после войны восстановленная в сталинском стиле уже без мансардной крыши и прочих красот югендштиля.
Радищева, 81Центральный район, Калининград
Фридриха Энгельса, 23-25Малоэтажный жилой дом
Идём дальше по улице Фридриха Энгельса (бывшая Диффенбахштрассе) — и по нарастающему количеству архитектурных излишеств (вроде барельефов на этом доме) начинаем подозревать, что мы оказались на границе рабочего Ратсхофа и буржуазного Амалиенау — а это уже совсем другая история.
Центральный район, Калининград

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.