На архитектуру города Иваново сильно повлияли 1920-е — 1930-е годы, когда здесь активно развивали текстильное производство и строили новые здания в стиле конструктивизм. Для него характерны простые формы и максимальная рациональность. После распада СССР духом революционного авангарда вдохновлялись уже современные проектировщики, создавая переосмысленные примеры конструктивизма. Они рисовали новый облик города со свойственной их предкам дерзновенностью, а порой даже нахальством. Самые интересные здания последних 30 лет и их смыслы — в подборке от Александра Семёнова, автора телеграм-канала про современную российскую архитектуру «Клизма романтизма».
Материал опубликован в 2025 году.
Так получилось, что адрес Красной Армии, 10 принадлежит сразу нескольким постройкам из разных эпох, объединённым в 1990-е годы. На пересечении с Театральной улицей стоит один из канонических примеров ивановского конструктивизма — здание Ивсельбанка 1928 года. В постсоветское время его «обняла» новая постройка, контрастная по стилистике.
Старое здание относится к эпохе модернизма, когда рациональность была превыше всего. Новое, напротив, принадлежит уже эпохе постмодернизма, когда главной стала не утилитарность, а игра со смыслами и формами. Неудивительно, что получился коктейль из разных элементов: арка, башенка, стеклянные многогранники, дуги. И всё это приправлено весёленьким цветом.
Такую архитектуру часто недолюбливают и даже обижают, сравнивая её с винегретом или ещё чем-то похуже. Может показаться, что автор проекта ничего не смыслит в архитектуре, а просто решил реализовать все свои бурные фантазии в одном здании. Мы не можем отвечать за степень осмысленности его действий, но заявляем, что подобная архитектура типична для периода постмодернизма. Вот главное, что надо о нём знать:
1. На вопрос «А зачем?» постмодернист отвечает: «Почему бы и нет!».
2. Постмодернизм — это бодипозитив от архитектуры.
3. Постмодернизм — это даже не после модернизма, а в противовес ему. Основа — игра. А рациональность стоит далеко не на первом месте.
А теперь ещё раз посмотрите на это здание. Стало ли оно вам понятнее?
Один из первых постсоветских торговых центров Иваново. Тогда магазины стали чуть ли не храмами новой капиталистической реальности. К началу нулевых страна немного оправилась от экономических потрясений, так что возможности потребителей заметно выросли. И если 1990-е принято ассоциировать с ларьками, то 2000-е определённо про торговые центры.
Название «Кристалл» намекает на более привилегированный шопинг и отсылает к дизайну здания, купол которого сияет на солнце подобно кристаллу. По планировке торговый центр напоминает дворец эпохи классицизма, а в облике фасадов заметно пристрастие архитектора к изгибиционизму — активному использованию изгибов (яркий тренд того времени).
Яркий пример архитектуры нулевых: здание уже не пытается подстроиться под окружающую застройку, как нередко было в проектах 1990-х, а наоборот в полный голос кричит о себе как об индивидуальности.
Формы тут дерзновенно преувеличены: массивные карнизы на уровне третьего этажа, изгибы длиной в половину фасада, а то и во весь, выступающие стеклянные части, парадная входная группа, колонны. И всё — из современных на тот момент материалов: декоративных алюминиевых и пластиковых панелей. В общем, это здание — яркий памятник своему времени.
Если вы хотите на примере одного здания понять, что такое архитектура постмодернизма, то обязательно взгляните на торговый центр «Воздвиженка». Его начали проектировать ещё в начале 2000-х, а построили только к 2007 году. Здесь хорошо заметны характерная для раннего постсоветского времени тяга к эклектизму (смешению стилей) и желание переосмыслить опыт прошлого. Но, как это водится в постмодерне, переосмысление происходит в игривой манере.
Здесь есть и колонны, и арочные окна, и угловая башня, и ступенчатые карнизы. Но всё это далеко уходит от классического канона. Например, капитель (декоративное завершение колонн сверху), имеет нестандартную форму в виде кубических элементов, а ряд больших полукруглых окон прерывается дерзкой дугой, разрезающей их на две части. Ещё здесь обилие тонированного стекла — вполне в русле трендов того времени.
Важно понимать, что всё это архитектор сделал не от незнания, а желая создать новую стилистику, опираясь на наследие предыдущих эпох.Классический пример российской архитектуры 2000-х годов — сытого времени, когда проектировщики уже успели устать от любимого в постсоветские времена сочетания разрозненных элементов и подражания разным стилям, но ещё не перешли к новой волне модернизма (архитектуре скорее рациональной, чем игривой).
Это здание не изобилует псевдоисторическими элементами, нет здесь и откровенного намёка на какой-либо стиль. Но, конечно, авторы не смогли обойтись без синего-пресинего тонированного стекла на контрасте с тёплым цветом фасада, а также незаменимой в те годы металлической короны, украшающей одну из башенок.
Здесь интерес представляет даже не отдельное здание, а застройка бульвара Кокуй в целом. Её можно назвать одной из жемчужин архитектуры российского постмодернизма — шаловливого и бодипозитивного. Это своего рода энциклопедия художественных приёмов 2000-х — начала 2010-х.
Например, торговый центр «Вертикаль» стилистически уходит в то, что принято называть хай-теком: крупные дерзкие формы, контрастные цвета, использование стекла и различных современных материалов. Изначально у здания не было стеклянного навершия — оно появилось только в середине 2010-х.
По соседству с «Вертикалью» можно увидеть другую ипостась отечественного постмодернизма — банк с симметричным фасадом и башенками (проспект Ленина, 18а). Это микс элементов из разных стилей, надёжно упакованный в декоративные фасадные панели. А справа и слева от двух этих зданий — стеклянные цилиндрические башенки со шпилями и крепостными зубцами а-ля кремль.
Пафосное название «Капитолий» вполне типично для российских офисных центров: его может носить даже самая банальная коробка. Но здесь маркетологи не просто придумали кликбейтное имя, а всё-таки связали его с формой постройки. Цилиндрический белоснежный фасад действительно отдалённо напоминает облик американского Капитолия, а вот длинные ленточные окна — отсылка к ивановскому конструктивизму 1920-х — 1930-х годов.
К сожалению, бизнес-центр так и не открыли — здание заброшено. В новостях 2025 года пишут, что на него наложен арест в рамках дела о корпоративном и семейном конфликте основных акционеров, Дмитрия и Валерии Драчёвых.
Вероятно, вы успели заметить, что в названиях ивановских построек часто присутствуют отсылки к Москве. Сложно сказать, почему маркетологи здесь столь любят столицу. Возможно, благодаря этому ходу квартиры в жилых комплексах быстрее покупают, а в торговых центрах больше посетителей. Впрочем, московские вайбы тут ограничиваются названиями — подобия кремлёвских башен или сталинских высоток в Иваново вы разглядите только при наличии богатой фантазии.
Жилой комплекс «Огни Москвы» в архитектурном плане мало чем отличается от сотен других подобных домов. Но поскольку две башни выросли в самом центре Иваново, они моментально стали важной частью архитектурной ткани. К тому же ЖК изначально позиционировали как первый городской проект, в котором реализованы европейские стандарты жилья бизнес-класса, а это вам не хухры-мухры. Даже в нынешнее непростое время россияне всё ещё остаются очень европоцентричными.
Наверное, включать ивановский вокзал в подборку современной архитектуры не совсем корректно, ведь его построили в 1933 году. Однако с тех пор здание в стиле конструктивизма претерпело несколько реконструкций, самой заметной из которых стала последняя, завершённая в 2020 году. Её так активно обсуждали в архитектурном сообществе, что мы тоже решили уделить внимание проекту.
Фасад получил контрастную окраску двумя цветами (прежде он был бежевым), а окна лишились характерной для конструктивизма мелкой сетчатой расстекловки (это особенно не понравилось некоторым градозащитникам). Колоны Синего зала расписали рисунками ивановских агитационных тканей, а в Красном зале частично сохранили позднесоветский потолок из анодированного алюминия. В целом, у архитекторов не было задачи вернуть вокзал к состоянию 1933 года — они старались сохранить разные исторические слои. Это уважительное отношение к разнообразному культурному наследию хорошо вписывается в тренды последних лет.