............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

КБЖД: пеший поход по участку Байкал–Слюдянка

КБЖД в начале прошлого века называли участок Мысовой Забайкальской железной дороги протяжённостью 260 километров. Её велел построить в 1891 году Александр III для создания Транссиба. Теперь Кругобайкалку часто называют самой красивой железной дорогой в мире: с одной стороны скалы, горные реки и леса, а с другой — Байкал. Маршрут можно пройти за 4–5 дней или в разные дни на электричке посещать отдельные места.

Подборку подготовила Юлия Беляева— инженер-картограф 2ГИС, проводник по пешему туризму, альпинист и пейзажный фотограф.

Пешеходный туристический маршрут "КБЖД"

Отдельный список достопримечательностей — это инженерные красоты самой дороги: 38 тоннелей общей длиной 9 км, 15 каменных галерей и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, а также 268 подпорных стенок.

 

Сейчас КБЖД подразумевает тупиковый участок Байкал–Слюдянка. По нему возят экскурсии на паровозе, но так складывается лишь общая картинка. На авто не проедешь, поэтому лучше пройти маршрут пешком.

 

Его длина 85 км, можно пройти за 4–5 дней или в разные дни на электричке посещать отдельные места. Чтобы отправиться в путь нужно приобрести разрешение на нахождение в Прибайкальском национальном парке.

Слюдянка, Иркутская область
Стела "Кругобайкальская железная дорога"
15
В Култуке начинается Золотая пряжка Транссиба (КБЖД), визитная карточка Восточно-Сибирской магистрали. Путешествие нужно начинать со стелы «Кругобайкальская железная дорога». До неё можно добраться из Иркутска на электричке или машине. Дальше нужно идти пешком вдоль рельс до следующей остановки.
рп. Култук, Слюдянский район, Иркутская область

Остановочный пункт на 154-м км КБЖД. Здесь установлен памятник погибшему в 1975 году экипажу теплохода «Мирный».

По пути до следующей станции вы будете проходить одноимённую галерею «Сосновая», расположенную на 152-м км. Галереи — это что-то вроде тоннелей. Их строят в глубоких выемках, чтобы защитить железную дорогу от обвалов. Дальше нужно держать путь к мысу Ангасольский.

Иркутск

Остановочный пункт в посёлке Ангасольская. По пути от мыса Ангасольский в посёлок можно изучить две галереи на 148-м км: Ангасольская-2 и Ангасольская-1 постройки 1904 года, а также Ангасольские виадуки: каменный и железобетонный. В самом посёлке вы сможете посетить музей Рерихов и часовню.

пос. Ангасольская, Слюдянский район, Иркутская область

Промежуточная точка маршрута, её ещё называют Клык. Скальник появился во время строительства КБЖД, когда ветка рельс была проложена сквозь скалу. Вы увидите виадук Упорная губа, два тоннеля Большая и Малая упорная губа, небольшой водопад перед тоннелем № 37. На 146-м км расположилась Галерея № 13.

 

Проходя мимо таблички 147 км, по левой стороне увидите скальный сектор Паруса. Тут же начинается маршрут на смотровую площадку. Дальше будут развалины старой электростанции, рядом с которой находится небольшой искусственный водопад.

Иркутск
Станция

Станцию построили во время возведения первой очереди КБЖД на искусственной насыпи возле отвесного склона. Есть одноимённый посёлок с турбазой, окружённый скалами. На пути встретится серия тоннелей Хабартуй и Галерея Хабартуйская с железобетонным виадуком.

 

Далее будет ещё один тоннель и виадук, затем Большая крутая губа, тоннель и мост Малая крутая губа . Сооружения возвели вручную в 1903–1904 годах. Этот участок пути захватывает сложностью и масштабностью.

пос. Шаражалгай, Слюдянский район, Иркутская область
Станция
Остановочный пункт на 134-м км КБЖД. Расположен в пади Шарыжалгай 2 (Иннокентьевская, Козлиная). Здесь сохранился одиночный сторожевой дом второго пути: единственный на КБЖД. По пути сюда вы пройдёте тоннель Шарыжалгай-4 на 136 км. Дальше станции увидите ещё три тоннеля Шарыжалгай в районе пади Соколовская. Их возвели в 1903-1905 годах.
Иркутск
Станция

Станция на 129-м км КБЖД. Основана в 1904 году: тогда стало больше поездов. На пути будет много разных конструкций. Сначала тоннель 27 и две каменные галереи. Чуть подальше находится массивный мост.

 

Далее будет галерея Плоская: её соорудили во время строительства второй очереди КБЖД с 1911 по 1915 годы из-за угрозы обвала вертикального утёса. Крыша галереи опирается на 28 вертикальных столбов с каждой стороны. Следом увидите два тоннеля Столбы и выйдете к мосту. Но не спешите идти дальше: слева можно посмотреть старую электростанцию. Таких сооружений на КБЖД всего четыре.

пос. Баклань, Слюдянский район, Иркутская область

Остановочный пункт на 126-м км КБЖД. Название получил от одноименной пади и ручья, впадающего в Байкал, Колокольный. Здесь на 112-й версте находилась электростанция инженера Перцева, которая вырабатывала электричество для электроперфораторов. Их применяли при строительстве тоннелей № 21 и № 23.

 

По пути можно увидеть галерею Бакланью, состоящую из каменной и железобетонной частей. А также тоннель Бакланий Убур: в нём прорублен боковой ход, через который при строительстве сбрасывали в Байкал лишнюю породу. Пройдя дальше станции, вы выйдете на мыс. Увидите ещё два тоннеля: Большой и Малый колокольные на 124-м км.

Иркутск
Станция

Исторический остановочный пункт со смотровой площадкой и местом отдыха. Особенность этого места — водоотвод поверх тоннеля, по которому стекает вода. Установлены стенды и памятные таблички с историей.

 

Путь до этой остановки пролегает через ещё один тоннель с боковым ходом Двойная губа-2. С двух сторон к тоннелю пристроены каменные галереи со сферическим профилем. Немного дальше будут тоннели Двойная губа-1 и Тройная губа. Далее ещё два тоннеля. Один из них действующий: 18Bis. Его длина — 636 метров. Идти в нём во время движения поезда небезопасно, поэтому изучите расписание. Второй — тоннель Киренский-3, на смену которому возвели Bis. Дальше станции расположились ещё два тоннеля. В Киркерии-2 можно найти боковой ход.

Иркутск
Станция

Остановочный пункт на 120-м км в черте посёлка Маритуй. Его основали во время строительства первой очереди Кругобайкалки в 1902 году в долине одноимённой реки. Сначала это было поселение строителей, а затем пункт проживания персонала, обеспечивающего работу данного участка КБЖД. В 1915–1916 годы на возвышенности построили и освятили Храм святых апостолов Петра и Павла. После революции церковь закрыли и переделали под общежитие сотрудников НКВД. В 30-е годы храм сгорел.

 

При входе в посёлок есть мост. Немного дальше увидите тоннель Косой убур и  ещё один мост, красоту которого можно оценить со льда Байкала.

с. Маритуй, Слюдянский район, Иркутская область
Станция

Остановочный пункт на 110-м км КБЖД. Одно из самых живописных мест на Кругобайкальской железной дороге. Из интересного: самый длинный тоннель на КБЖД Половинный: 778 м. И самый короткий — Чайкинский. А также мост через устье реки Половинная, памятник Паровоз ЕА-3070, посёлок с красивой бухтой и песчаным пляжем.

При посёлке, в глубине красивой долины, есть турбаза «Лесная сказка» с бревенчатыми домиками. На базе можно покататься на лошадях и лодках, пострелять в тире из арбалета, взять рыболовные снасти. По пути до станции вы будете проходить по мостам пади Сенная.

Иркутск
Остановочный пункт на 107-м км КБЖД. В 1904 году здесь построили разъезд с водогрейкой, пассажирским зданием и жилыми домами. После строительства второго пути в 1915 году разъезд закрыли и сделали здесь блокпост «Пономарёвка». Достопримечательность этого места — мост.
пос. Пономаревка, Слюдянский район, Иркутская область
Станция
Остановочный пункт на 106-м км КБЖД. Находится в пади неподалеку от устья реки Ивановка. Здесь работают учёные, обслуживающие нейтринный телескоп. Станцию украшает мост. Немного дальше есть обнажение с уникальным разнообразием горных пород и минералов. Это памятник природы регионального значения «Белая выемка». Некоторых редких пород и минералов, встречающихся здесь, нет нигде в мире. Рядом располагается галерея Ивановская на 103-м км.
Иркутск
Станция
Остановочный пункт на 102-м км. Во время строительства КБЖД в пади Шумиха находился карьер, где разрабатывали камень для тоннелей, мостов и подпорных стенок. Сейчас возле остановки есть турбаза, песчаный пляж, горная речка, сопки байкальского хребта.
пос. Шумиха, Слюдянский район, Иркутская область

Достопримечательность КБЖД в километре от Шумихи. Изначально эта стенка задумывалась как подпорное основание для галереи из металла. Но в итоге, из-за отсутствия металла, галерея не была построена. Она прилегает к галерее Малая Шумихинская.

После моста по левой стороне будет галерея Большая шумихинская: на 101-м км. На 100-м км пробит тоннель Шумихинский длиной 299 м. Это один из самых дорогих в строительстве тоннелей на КБЖД.

Слюдянский район, Иркутская область
Станция

Станция на 98-м км КБЖД. Располагается на искусственной насыпи. До 1933 года называлась «Хвойная». Её переименовали п в «Уланово» в честь Николая Уланова, погибшего при попытке подрыва тоннеля № 19 в 1918 году. Сейчас здесь расположена турбаза «Хвойная».

 

По пути до станции — множество памятников истории. Тоннель № 10, расположенный на 99-м км. До тоннеля № 9 Bis направо к берегу есть незаметная тропа, которая ведёт старой электростанции. Дальше дороги нет, но раньше там располагался мост, по которому проходили пути сквозь галерею Берёзовая. Галерея сохранилась на другом берегу бухты, добраться до неё можно пройдя через тоннель № 9 Bis, посмотрев боковой ход. Тропинка будет уходить вдоль берега направо.

Иркутск

Остановочный пункт на 94-м км КБЖД. Через речку проходит мост. До начала строительства КБЖД в 1902 году здесь находилось зимовье тунгуса, переселившегося сюда из деревни Голоустное. Это было единственное жилье от истока Ангары до Култука. Во время строительства железной дороги здесь были небольшой посёлок рабочих, полуказарма.

 

По левой стороне от Хвойной расположены галереи Вторая и Первая Холодная. Между ними находится мост.

Иркутск

Мыс на южном берегу Байкала. В хорошую погоду его хорошо видно из Листвянки. Сразу за мысом начинается Баргузинский залив. Местные жители называют его Баргузинской губой. Здесь одна из остановок водного маршрута: Иркутск–мыс Толстый (КБЖД)–мыс Половинный (КБЖД).

 

Причала здесь нет, поэтому теплоходы швартуются прямо к берегу. Сохранились остатки старой деревянной пристани, но она уже давно лишь объект для фотосессии. По пути до мыса по левой стороне на 93 км расположилась галерея Осиновская. На самом же мысе пробит тоннель Толстый. Его длина 349 м. Если дойти до реки Каторжанка, через которую построен мост, по правой стороне будут руины старой электростанции.

Иркутск
Серебряный КлючСтанция

Остановочный пункт 79-м км КБЖД. Ранее здесь был разъезд «Лиственничный». Его построили во время возведения первого пути КБЖД. Здесь были вокзал, жилой дом, водогрейка, ледник, пожарный и хозяйственный сараи, пристань на Байкале. Во время строительства второго пути в период разъезд ликвидировали и образовали блокпост.

 

Сейчас здесь находится зона отдыха турбазы «Серебряный ключ», гостевые дома которой расположены на 80-м км. По пути до Серебряного ключа вы сможете посмотреть Галерею № 2 на 87-м км, Тоннель № 5 на 86-м км. С култукской стороны к порталу тоннеля пристроена каменная подпорная стенка. Внутри тоннеля, ближе к иркутскому порталу, можно увидеть три сквозные ниши. На 84-м км будет тоннель Бакланий. Недалеко от станции находится мост.

Иркутск
Станция
Последняя станция перед портом. Среди частных домиков есть лестница, ведущая к Храму Преображения Господня. По пути к станции на 76-м км будет последняя галерея.
пос. Байкал (порт), Слюдянский район, Иркутская область
Порт и конечный пункт Кругобайкальской железной дороги. Другое название Порт-Байкал. Место относительно спокойное, туристический бум до него почти не докатился. Здесь есть гостиница. Главная достопримечательность — незамерзающий исток реки Ангары со знаменитым Шаман-камнем. Ещё из интересного: памятник паровозу и музей РЖД.
Слюдянский район, Иркутская область

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.