Осмотрели конструктивистcкую архитектуру в центре и хотите ещё? На кольце возле Городка чекистов можно сесть на трамвай №8 и минут за 40 доехать до шедевра конструктивизма — Белой башни в районе Уралмаш.
Кстати, красно-жёлтые чешские трамваи Tatra 3 — сами по себе городская достопримечательность (и отличный фон и реквизит для ретрофото).
Район на 200 тысяч человек на севере Екатеринбурга (тогда — Свердловска) возник в 1930-е годы как рабочий посёлок при одноимённом заводе. Его называли «заводом заводов»: он выпускал гидравлические прессы, доменные печи, корпуса шахт и карьерные экскаваторы. В 1930-е Уралмаш — крупнейший машиностроительный завод в мире.
Одновременно с заводом начали строить образцовый соцгород — но на всех его не хватало. В 1930-е годы большая часть рабочих жила в бараках или землянках. Тогда построены конструктивистские кварталы Уралмаша — но в них жили в основном не рядовые сотрудники. В 1940–1950-е построили более комфортные сталинки. Начальство переехало в них, а часть рабочих — в конструктивисткие дома. Только в 1960–1970-е панельные дома — которые теперь составляют большую часть застройки — вытеснили изначально рассчитанные лет на десять деревянные бараки (но часть бараков сохранилась, — например, на улице Авангардной).
Легенда Уралмаша, шедевр конструктивизма — 29-метровая водонапорная башня. В 1931 году это было первое в городе железобетонное строение, с одним из крупнейших в мире баков для воды. Прогрессивное инженерное сооружение станет прообразом многих других по всему миру.
Архитектору Моисею Рейшеру было 26 лет, когда его проект выиграл конкурс. Его дальнейшая судьба — отражение истории советской архитектуры вообще: с приходом сталинского стиля Рейшер займётся переодеванием конструктивистских зданий в пышные мундиры из лепнины. И в 1954 году спроектирует совсем другую башню — со шпилем и часами на Горсовете. Но любимым детищем так и будет считать Белую башню. Когда она окажется ненужной в 1960-х — Рейшер разработает проект её превращения в кафе (не реализован).
В 2012 году молодые архитекторы-энтузиасты добилась опеки над башней. Они приводят её в порядок на гранты и пожертвования. Внутрь и наверх водят экскурсии.
В 1983 году к очередному юбилею «Уралмаша» улица Культуры стала богатым зеленью пешеходным бульваром. Здесь целых два дома культуры — небольшой старый конструктивистский и огромный новый — позднесоветский, достроенный в 1981 году.
Загляните в фойе дворца культуры — интерьеры с огромными панно и сейчас впечатляют. А в в 1981 году, когда дворец открылся после 13 лет стройки, это был вообще космос: финская мебель, первые в городе эскалаторы. В 1980-е завод мог позволить себе привозить сюда Пугачёву, Кобзона и модные показы Вячеслава Зайцева. Ну а 1990-е у дворца стоял табун чёрных мерседесов: здесь был штаб ОПГ «Уралмаш».
В конце 80-х молодые спортсмены с местного стадиона сколотили банду. Уставом, по легенде, стала видеокассета с «Крёстным отцом». За несколько лет «Уралмаш» стал одной из самых влиятельных ОПГ страны. В 1993 году члены ОПГ обстреливали из гранатомёта здания РУБОПа и областного правительства. К концу 1990-х — пошли в политику: зарегистрировали ОПС «Уралмаш» (можно расшифровать и как «общественно-политический союз», и как «организованное преступное сообщество») и открыли офис. В начале 2000-х «Уралмаш» проиграл криминальные войны: лидер сообщества погиб в СИЗО, само оно распалось.
Памятник знаменитому уралмашевцу Николаю Кузнецову. В 1930-е знаток немецких диалектов был конструктором и переводчиком на заводе, а в 1940-е — разведчиком, который станет одним из прототипов Штирлица.
Немного в стороне от нашего маршрута —достопримечательность для ценителей стрит-арта. Автопортрет московской художницы Натальи Денисовой написан на стене заброшенного дома в рамках фестиваля стрит-арта «Стенограффия-2020».
Темы этой работы — двойственность и относительность. Они проявляются и в разных состояниях граната (открытое и закрытое), и в положении человечков на фоне, напоминающих гравюры Эшера; человечки никогда не сблизятся, потому что то, что для одного — пол, для другого — потолок.
Как сообщается на странице «Стенограффии» во время работы над муралом художнице помогали местные дети («Одни девочки даже подошли ко мне и сказали: “Если кто-то захочет закрасить эту картину, мы её в обиду не дадим”, и это был лучший фидбэк из всех»).
Проспект Орджоникидзе — главный из трёх лучей, которые расходятся от главной площади района — площади Первой пятилетки. Благодаря такой планировке получились необычные треугольные кварталы. И максимально короткие пути от жилья до проходной завода — по задумке ключевого для Уралмаша архитектора, молодого ленинградца Петра Оранского.
Оранский придумал и дом-пилу на проспекте Орджоникидзе: несколько корпусов стоят под углом друг к другу. Так жильцам меньше мешает шум с проезжей части. Спроектированный в 1930-е дом полностью достроили только в 1960-е.
Один из самых знаменитых уличных художников в России — Слава Птрк — из Екатеринбурга. Во дворе дома-пилы он cоздал граффити, на котором герои сериала «Бригады» изображены в виде черепашек-ниндзя. Это — работа из разбросанной по разным городам серии «Детство перед телевизором». Район для «Бригады» выбран как соответствующий «пацанскому» духу героев. Правда, сейчас работа находится уже в несколько обветшавшем виде.
Один из самых примечательных кварталов Уралмаша. Здесь дома уже сталинские, с большими квартирами с лепниной на потолке, паркетом и даже кое-где комнатой для прислуги, — рассчитанные на заводское начальство и инженеров. Дома со стороны бульвара Культуры и улицы Красных партизан — наглядная демонстрация того, как конструктивизм начинает превращаться во сталинский неоклассицизм: они всё ещё собраны из простых форм, но уже начинают обзаводиться декором. Ну а зелёный Стоквартирный дом со стороны проспекта Орджоникидзе — уже чистый сталинский стиль.
Из Дворянского гнезда трудно выбраться, не сфотографировав роскошные — в два этажа — арки Стоквартирного дома, построенного в начале 1940-х. Во дворе сохранились фонари середины ХХ века и руины большого фонтана.
Главная площадь Уралмаша. От неё расходятся лучи улиц Ильича, Орджоникидзе и Культуры.
В 2019 году в рамках фестиваля «Стенограффия» знаменитый художник Покрас Лампас изобразил на площади супрематический крест площадью 6686 м². Это отсылка к русскому авангарду — самому новаторскому и признанному в мире искусству из России. Тему художник выбрал, изучив историю Уралмаша, порождённого тем же рвением в будущее, что и русский авангард. Как и все работы «Стенограффии» крест был создан с разрешения городских властей. Но едва он был готов, как сверху начали класть асфальт, а православные активисты заявили об оскорблении чувств. После двухмесячного конфликта Покрас ради «сохранения мира» изменил рисунок. А спустя год выразил удивление, что за всё это время никто не попытался прочитать, что написано на новом («Товарищ, помни: Цензура не должна влиять на искусство»). Впрочем, к тому времени рисунок практически исчез, не пережив уральскую зиму.
Ещё один заметный образец уралмашевского конструктивизма — заводоуправление, построенное в 1933–1935 году. Считается, что в проекте поучаствовал Бела Шефлер, представитель Баухауса – немецкого родственника конструктивизма. Шефлер был одним из многочисленных европейских специалистов, приехавших в СССР на рубеже 1920–1930-х годов, чтобы поучаствовать в грандиозном строительном эксперименте, — но в итоге, после смены политического и архитектурного курса, вынужденных покинуть Советский Союз или репрессированных (Шефлера расстреляли в 1942 году как «агента германской разведки»).
Музей Уралмаша в здании заводской проходной сделан и демонстрируется с огромным энтузиазмом. Правда, попасть сюда можно только группой и по предварительной договорённости.
В экспозиции — макеты карьерных экскаваторов и прочей продукции завода, архивные фото, документы и так далее. Судя по отзывам, музей трогает до слёз — свидетельствами о том, как люди буквально в лаптях за 5 лет построили на голом месте крупнейший в мире машиностроительный завод, а потом в войну работали по 18 часов в сутки и умирали возле станков.
Конструктивистский Дом техучёбы в начале проспекта Орджоникидзе помимо прочего примечателен городской легендой о том, что в 1950-е годы в неоновой вывеске «Дом техучёбы» на его крыше постоянно гасла одна буква, отчего надпись становилась неприличной. Устав чинить вывеску, её демонтировали.
Другая история — о том, что незадолго до смерти Сталина, его огромный портрет, висевший на Доме техучёбы, сорвался и убил прохожего.
Заколоченный, разрушающийся и покрытый граффити архитектурный памятник — гостиница «Мадрид». Построенное в 1937 году здание — напоминание о гражданской войне в Испании: здесь планировалось поселить беженцев. Но потом испанцев на Урал всё-таки не привезли, здание стало гостиницей, потом — жилым домом.
Напротив совершенно традиционной по архитектуре церкви Рождества Христова, построенной в 1996 году, — очень неожиданное здание. Увенчанный куполом и крестом духовно-просветительский центр — постройка современная, но явно цитирующая фирменный стиль Уралмаша — конструктивизм.
Так вышло, что — в отличие от других других ветвей христианства, — русская православная церковь в ХХ веке не обращалась к новым архитектурным стилям (а вот, например, футуристические мечети в России вовсю строятся). И это здание на Уралмаше — возможность пофантазировать об альтернативной истории, в которой в России 1920-х годов строились бы церкви в актуальном стиле.
Назад в центр можно вернуться на метро. На Уралмаше целых три станции. Более того, — вначале метро вообще было только на Уралмаше и уже потом появилось в центре. С конца 1970-х планировалось, что первая линия метрополитена свяжет Уралмаш с центром («Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро!» — прокомментировал тогда первый секретарь свердловского обкома Борис Ельцин). В перестройку метро достраивали тяжело, с массовыми голодовками метростроевцев. Весной 1991 года запустили станции на Уралмаше — «Машиностроителей», «Уралмаш» и «Проспект космонавтов». Только через полтора года их связали с вокзалом, а ещё через пару лет — с центром.
В команде, проектировавшей интерьеры метро, был молодой архитектор Вячеслав Бутусов. Тогда он как раз превращался в одну из главных рок-звёзд 1980-х. Считается, что солист «Наутилуса» приложил линейку к блестящим колоннам станции «Проспект космонавтов» и надписи «Уралмаш» на платформе.