Будущая столица Урала выросла вокруг заложенного при Петре I металлургического завода-крепости. Считается, что назвали город в честь жены Петра — Екатерины I (не обошлось и без святой Екатерины, покровительницы горного дела).
Пруд появился в 1723 году вместе с плотиной и заводом, давшим начало городу. Набережными пруд обзавёлся в середине ХХ века. Теперь это — душа и центр Екатеринбурга.
С набережных пруда открываются лучшие виды на город: на Сити и Ельцин-центр, на причудливый дом Севастьянова и Храм на Крови. Здесь найдётся место для каждого: старики играют в шахматы, подростки делают трюки на скейтах, зазывалы приглашают покататься по пруду на катере, стилизованном под пиратский корабль.
Один из самых впечатляющих символов города. Бывший хозяин, коллежский асессор Николай Севастьянов разбогател, доставляя на фронты Крымской войны продукцию уральских заводов. Дом с ротондой он купил и красиво перестроил в 1860-е годы. Именно с этого дома началась неоготика в архитектуре Урала (впрочем, не обошлось и без элементов барокко). Через несколько лет Севастьянов уехал в Петербург, продав дом городской казне под окружной суд (в подвале устроили тюрьму).
Сейчас в доме резиденция для президентских приёмов. Для публики здание закрыто (хотя иногда проводятся экскурсии). Местный новостной портал E1 описывает внутренности дома так: «В реконструкцию к саммиту Шанхайской организации содружества, который проходил в Екатеринбурге в 2009 году, было вложено более миллиарда рублей. Зашторенные окна и закрытые кабинеты скрывают позолоченные колонны, люстры стоимостью под 40 тысяч евро, паркет ручной работы и мебель, сделанную под заказ».
Место встреч молодёжи и фотосессий новобрачных. Сама плотина, послужившая конструктивной основой моста, давно не функционирует, зато один из её тоннелей разрисован граффити в память о Викторе Цое.
Памятник 118 членам экипажа подводной лодки К-141 «Курск», погибшим в 2000 году. Одиннадцатиметровая надпись, нанесённая водоотталкивающим спреем на опорную стену набережной городского пруда, становится видна только во время дождя. Каждый год в августе авторы — художники из екатеринбургского объединения Spektr — обновляют надпись.
Мимо «Курска» кстати проходит «Фиолетовая линия», соединяющая 29 объектов стрит-арта, созданных в рамках фестиваля «Стенограффия».
«Стенограффия» — один из двух крупнейших фестивалей уличного искусства в Екатеринбурге. Он проходит с официальной поддержкой местных властей. А вот второй — «Карт-бланш» — партизанский.
Красные линии, по которым можно идти от достопримечательности к достопримечательности в России много где есть (и в Екатеринбурге в том числе). А вот линия, посвящённая стрит-арту, — первая в России. Неудивительно: Екатеринбург часто называют столицей российского стрит-арта.
Тимофей Радя из Екатеринбурга — один из самых интересных российских уличных художников.
В 2017 году в рамках Уральской индустриальной биеннале Радя c помощью автокрана установил на здании приборостроительного завода железные буквы «Кто мы, откуда, куда мы идём?» (название картины Поля Гогена). Теперь этот вечный и неудобный вопрос от молодого художника с философским образованием красуется в одном из самых открыточных видов Екатеринбурга — с Плотинки на пруд, Храм на крови и дом Севастьянова.
В советское время на этом месте был лозунг «Слава труду!». Сам Радя объясняет, что вопрос — в отличие от лозунга — никогда не окажется ложью.
Другая знаменитая работа Ради в Екатеринбурге — баннер «Я бы обнял тебя, но я просто текст» на крыше общежития рядом с ТЦ «Гринвич».
Это место обычно называют просто «Драма». Сквер появился в 1998 году — к 275-летию Екатеринбурга — и очень популярен у горожан. Здесь гуляют, валяются на траве, катаются на скейтах, танцуют бальные и латиноамериканские танцы, занимаются йогой и так далее. В общем, пульс города — именно здесь.
Весной 2019 года Драма стала известной на всю страну — когда тысячи екатеринбуржцев вышли протестовать против строительства на месте сквера храма — и победили.
На набережной Рабочей молодёжи вообще много граффити. Ну а гранитные шары на набережной — лучший индикатор духа времени. Художники превращают их то в биткоин, то в ловушку для покемона, то в коронавирус, то ещё во что-нибудь актуальное.
52-этажный жилой небоскрёб — самое высокое здание в городе. Его начали строить в 2008 году, а достроили в 2016 году. «Исеть» тогда немедленно стала не только самым дорогим жильём в Екатеринбурге, но и самым северным небоскрёбом планеты (это звание у неё перехватил петербургский «Лахта-центр»). Всего в башне 225 апартаментов площадью 78–500 квадратных метров.
Дом принадлежал врачу Соколову, который после революции побыл министром у Колчака, а потом эмигрировал. В наши дни дому повезло с арендаторами: в нём обосновались ландшафтные дизайнеры, которые ходят на работу по выходным, чтобы приводить домик в порядок.
Обратите внимание на чудом сохранившуюся кованую ограду, которая явно хочет быть похожей на колючую живую изгородь. Очень по-модерновому.
Передовой культурно-просветительский центр немыслимых размеров (88 000 кв. м) в БЦ «Демидов». Открылся в 2015 году, но уже стал одной из главных городских достопримечательностей.
Главный резидент центра — ультрасовременный Музей первого президента России Бориса Ельцина. Здесь можно почитать письма поддержки, которые Ельцину писали советские граждане в перестройку, побывать в точно воспроизведённом продуктовом магазине того периода, посмотреть кинохроники, сидя в настоящем троллейбусе,— и многое другое. Планировку музея с расположенными по кругу экспозициями придумал режиссёр Павел Лунгин. Это не только музей Ельцина, но и музей его эпохи — российских 90х. Поэтому здесь можно наткнуться на россыпь сокровищ из детства: гаджетов, кассет, кедов.
В центре также расположены арт-галерея, кино-конференц-зал, отличный книжный магазин «Пиотровский», кафе, библиотека, парк научных развлечений и супермаркет сети «Перекресток».
Филиал одноимённого пермского магазина (названного, кстати, в честь польского борца за независимость Юзефа Пиотровского, сосланного в Пермь и открывшего там первый книжный магазин).
«Пиотровские» — из самых крутых независимых книжных магазинов в России. Как и полагается независимому книжному, «Пиотровский» работает с непопсовыми издательствами. Магазин в Ельцин Центре — большой и светлый, очень европейский по духу. Здесь можно надолго зависнуть, листая книги – по искусству и дизайну, актуальной философии и культурологии. Чтобы уйти без покупки, надо быть железным человеком (кстати, выбор комиксов в «Пиотровском» тоже выдающийся).
Конструктивистский дом физкультуры «Динамо» на стрелке городского пруда построен в 1920-е годы. Работа Вениамина Соколова, одного из самых заметных архитекторов уральского конструктивизма, отсылает к плывущему кораблю. Выступ эркера — нос, боковые балконы — шлюпки, надстройка над главным павильоном — капитанский мостик. В 1930-е над зданием ещё и были ажурные радиоантенны-мачты, но потом их демонтировали. В 1980-е дом-корабль вообще чуть не снесли, чтобы освободить место для памятника погибшим в Великой Отечественной войне. Но общественность возмутилась. Так что, за прославившейся в 2019 году борьбы горожан за сквер у театра драмы стоит традиция.
Вообще Екатеринбург – один из городов, претендующих на статус столицы конструктивизма. Хотите увидеть больше доказательств? Давайте прогуляемся по проспекту Ленина. А если вам ближе более традиционные ценности, то обратите внимание на прогулку вокруг Храма на Крови.