Постсоветское архитектурное наследие столицы Урала насколько разнообразно, что объединить ярчайшие его памятники в одну подборку — задача непростая. Екатеринбург эпохи капиталистического романтизма прославился стеклянно-бетонными небоскрёбами: это единственный российский город, не считая Москвы, где высотное строительство стало устойчивой традицией. Но одними высотками новая уральская архитектура не исчерпывается. Есть здесь и небольшие, но достойные внимания дома, и нестандартные спортивные объекты, и непривычно смелые храмы, и выразительные рестораны, и любопытные примеры реконструкции.
Подборку памятников архитектуры 1990-х — начала 2020-х годов составили Даниил Веретенников, автор телеграм-канала о постсоветской архитектуре «Клизма романтизма», и Дмитрий Москвин, руководитель центра авторских экскурсий «Екбгуляем», автор телеграм-канала «Коренной екатеринбуржец».
Екатеринбургский театр кукол — продукт двух реконструкций, до неузнаваемости изменивших первоначальный замысел архитекторов Петра Деминцева и Феликса Таксиса. В своем 1964 году это здание стало первым в СССР, построенным специально для кукольного театра. Первая реконструкцию провели в 1996–1998 годах. В результате модернистская чистота форм оказалась погребена под постмодернистским замесом из синего стекла, фальшивых арочек, кронштейнов и скатных крыш из металлочерепицы.
В 2020–2022 годах здание вновь подновили, но на этот раз не столь радикально: декоративных деталей стало еще больше, однако общий капромантический характер сохранился, даже несмотря на отказ от кричаще-синего остекления бокового фасада. В числе приобретений — кинетический театр «Время чудес» с механическими куклами, которые в 14:00 и 18:00 показываются рядом с уличными часами.
Квартал между улицами Вилонова, Данилы Зверева и Волховской так и оставался бы одним из безликих сегментов промышленного пояса Екатеринбурга, если бы не «Шато Леон» — индустриально-деловой корпус, замаскированный под готический замок. Он вырос здесь в середине 2010-х. Стрельчатые окна, островерхие крыши, обилие скульптуры и живописи в оформлении интерьеров — все это превращает заурядный офисник в затерянную среди шиномонтажей и складов жемчужину екатеринбургского капрома.
Остается только догадываться, почему именно готика была выбрана в качестве тональности для оформления этого здания, но авторы вольно или невольно встроили его в давнюю архитектурную традицию: средневековые мотивы еще в XIX веке были взяты за основу при создании языка российской промышленной архитектуры.
Монструозный ТРК «Гринвич» — это почти триста тысяч квадратных метров дистиллированного капиталистического романтизма. Первая очередь открылась ещё в тучном 2006-м, и с тех пор этот храм консьюмеризма прирос уже пятью очередями новых торгово-развлекательных пространств, поглотив почти целый квартал застройки городского центра. А вот факт, в котором — все, что нужно знать о возможностях чёткого уральского девелопмента: для удобства посетителей ТРК соединен с одной из станций метрополитена специальным тоннелем!
Оформление фасадов этого гиганта стилистически неоднородно, но в наиболее парадных из них, выходящих на улицы Радищева и 8 Марта, узнается все та же пластиковая неоклассика, знакомая екатеринбуржцам, например, по облику нового «Пассажа».
Авангардный вайб района Уралмаш не отпускал екатеринбургских архитекторов даже в постсоветское время. В 2002 году здесь начали строительство так называемого Духовно-просветительского центра и крестильного храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Спустя несколько лет Патриарх Кирилл распорядился присвоить этому комплексу имя своего предшественника, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
При этом здание пристроено к фабрике-кухне 1929–1935 годов и решено в неоавангардном духе. И пусть храм, оформленный в традициях культуры воинствующего атеизма, — это что-то новенькое, конструктивистский контекст района не позволил зодчим сделать исключение даже для религиозного сооружения.
Это здание, созданное одним из самых прославленных архитектурных бюро современности, Foster + Partners, на долгое время сделало Екатеринбург центром внимания профильных мировых медиа. Рабочее название делового центра, Diamond Building, отражает решение авторов проекта раскрыть образ уральских самоцветов: фасады покрыты блестящими на солнце трехмерными панелями, напоминающими не то драгоценные камни упрощенной огранки, не то кристаллическую структуру меди. Половина граней оставили светопроницаемой, в то время как другую облицевали композитными пластинами медного цвета (отсылка к основному производственному профилю компании-заказчика).
Одна из фишек объекта — так называемый белый бетон. Это первый в России случай, когда столь дорогой и сложный в технологическом отношении материал, обычно используемый для отделки, выбран в качестве конструктивного элемента.
Строительство завершили в 2020 году. Здание вмещает около 20 тысяч квадратных метров офисных и вспомогательных площадей.
Несмотря на то что эпоха девяностых в России была проникнута культом Запада, Екатеринбург продолжал осмыслять свою геополитическую и транскультурную миссию располагаться на стыке частей света. Пепси-кола, джинсы и «Американ бой» из каждого утюга — это, конечно, интересно, но и азиатская культура дала нам немало хорошего. Например, китайскую кухню. Ресторан «Харбин», открытый в 1991 году, — лишь часть любопытного градостроительного образования, которое можно было бы назвать уральским кластером Глобального Востока. Помимо оформленного в китайском стиле заведения общепита, в его состав входили гостиница «Дели» и синагога. «Бы», потому что сегодня от этого мало что сохранилось: ресторан давно не работает, гостиничный долгострой снесен, а в центр ориенталистского* комплекса внедрилась круглосуточная автомойка с циничным названием «Евро».
*Ориентализм (от латинского orientalis — «восточный») — тенденция создавать произведения искусства, используя восточные мотивы, сюжеты и стили.
Комплекс таунхаусов в микрорайоне «Парковый» стал для своего времени, рубежа девяностых и нулевых, принципиально новым предложением на рынке элитной недвижимости Екатеринбурга. Возможность жить в трехэтажном доме с мансардой и небольшим участком собственной земли, но при этом не где-нибудь за городом, а по соседству с центром, да ещё и на зеленом берегу Исети — это ли не счастье?
Большую часть зданий возвели в 2002 году. Архитектура комплекса в полной мере отвечает духу нового постсоциалистического бюргерства: мы видим эркеры-полуротонды и черепичные крыши, оживленные мансардными окнами да печными (вентиляционными) трубами. Такая вот мечта о старой Европе посреди штампованного моря панельных многоэтажек.
Строительство Пальчиковой батарейки Екатеринбурга, как это здание называют в народе, вели с 2005 по 2011 год. Екатеринбургские архитекторы Владимир Грачёв и Андрей Молоков спроектировали первый за пределами МКАД небоскрёб России без участия иностранных специалистов. Высота здания 188 метров, а стоит оно на бетонной плите толщиной 2,2 метра. Интересно, что в нём нет несущих стен — только 24 колонны и внешнее остекление.
Небоскреб назвали в честь Владимира Высоцкого, преданным фанатом которого является собственник постройки. На первых двух этажах работает музей актёра и исполнителя с уникальной коллекцией его личных вещей. А выше — баня и бассейн. Это придаёт «Высоцкому» легкий южный акцент и делает его ближе к простому народу.
В ближайшие годы рядом планируют возвести ещё один небоскрёб, который предположительно будет носить имя «Влади» в честь французской супруги барда.
Эта башня и еще несколько высоток на берегу Городского пруда породили туристическую байку об уральском Чикаго. Здание строили с 2008 по 2017 годы как самый северный небоскреб мира, один из символов нового делового центра «Екатеринбург-Сити». Издалека башня похожа на привычную для капрома бочку, но в разрезе это фреза по резке металла, отсылающая к традиционным для Урала отраслям промышленности. Автор дизайна — архитектурное бюро Werner Sobek.
Высота небоскреба 209 метров, при этом его венчает 12-метровая корона. Забавно, что непосвященные в монархические замыслы обыватели считают торчащие из башни штыри признаком недостроя. В зимнее время «Исеть» превращается в самую большую искусственную новогоднюю ёлку Урала за счёт иллюминации на фасаде.
Если захотите посмотреть на город из этой башни, можете приобрести один из 225 апартаментов.
Международный торговый центр спроектировал тогдашний главный архитектор города Геннадий Белянкин в соавторстве с Аркадием Заславским. Этот комплекс, построенный в 1998 году, символизировал новый статус Екатеринбурга — уже не промышленного центра, а торгового, включенного в обширные глобальные коммуникации.
Ступенчатые террасы, застеклённый атриум, сквер перед входом — принципиально новый подход в постсоветском городе. Полная свобода архитектора тем не менее сочеталась с академизмом. Здание стоит так, чтобы не оттенять соседний кафедральный собор, а просторная территория перед ними должна была стать новой площадью. Спустя десятилетие за комплексом выросла стеклянная башня «Панорама», заметно исказив первоначальный замысел.
Правый берег Городского пруда начали проектировать с 1970-х годов как парадный Центральный район с полным искоренением исторической застройки. В середине нулевых архитектор Сергей Алейников предложил первый проект будущего конгресс-центра, а затем его дополнили 33-этажной башней «Демидов». Предполагалось, что в этом здании пройдёт саммит президентов стран ШОС и БРИК.
Однако кризис 2008 года остановил стройку. И только осенью 2015-го в несостоявшемся конгресс-холле был открыт «Ельцин-центр». Концепцию музея сформулировал режиссёр Павел Лунгин, а проект здания разработал один из самых ярких архитекторов России Борис Бернаскони. Перфорированный алюминиевый фасад служит одновременно и медиаэкраном для проведения фестивалей визуальных искусств.
Непризнанный памятник истории — первый клубный дом, построенный в 1995-1996 годах для городской элиты с невиданными прежде европейскими условиями проживания. В здании всего 34 квартиры разных конфигураций: двухуровневые, с отдельным выходом во двор и даже собственными оранжереями. Несмотря на элитарный статус дома, его шесть этажей не соединяет ни один лифт. По законам 1990-х лифты полагались зданиям высотой от 9 этажей.
Объект спроектировал архитектор Аркадий Заславский в соавторстве с Владимиром Трефиловым. Дом стал флагманом новой застройки соседних улиц, получившей официальное название ЖК «Малаховский» и прозванной в народе Кварталом миллионеров. Внешний облик здания сравнивают с тюрьмой или крепостью: небольшие окна в высоких глухих стенах напоминают бойницы. Кажется, из них удобно отстреливаться от врагов — яркий образ того времени.
Пожалуй, самое авангардное здание Екатеринбурга. Жилой дом 1930 года, эпохи конструктивизма, в 1996 году достроили, расширили и превратили в эталонный евродом города. Над проектом работали архитекторы Григорий Мазаев и Юрий Утгоф — апологеты уральского капрома. А чтобы придать дому большей европейскости, привлекли институт «Главболгарстройпроект».
В итоге мы видим эркеры, неэксплуатируемый стилобат, двор-колодец, персональные гаражи в цоколе, крышу «под черепицу» с псевдомансардами — постмодернистский микс, который авторы предложили тиражировать в городе. Впрочем, спроектированный ими же второй Евродом на улице Гурзуфской получился более академичным.
Этот стадион вызвал большой интерес мировых СМИ, назвавших его Кастрюлей. Причина — выдвинутые за пределы овального контура трибуны, напоминающие ручки на кухонной посудине. В нынешней версии «Екатеринбург Арена» была реконструирована в 2014 – 2018 годах коллективом проектного института «Арена». При этом сохранили неоклассические элементы стадиона 1957 года, в том числе скульптуры на внешних стенах трибун.
Вообще, за 120 лет на этом месте было как минимум пять архитектурных вариантов спортивного сооружения: велодром 1900 года, Областной стадион 1928 года, Центральный стадион в версиях 1957 и 2011 годов. Нынешний проект не конечный: после Чемпионата мира 2018 года приняли решение убрать выдвижные трибуны и замкнуть кольцо стадиона.
Строительство храма на месте расстрела семьи Романовых и их прислуги было инициировано еще в 1990 годах, однако строительство не начинали из-за нехватки денег.
В 1997 году местные архитекторы Виктор Морозов и Владимир Грачёв предложили новый проект, который реализовали в 2003 году. Церковь напоминает по устройству храм Христа Спасителя в Москве: верхний и нижний пределы, общественные пространства для конференций и выставок, благоустроенная территория вокруг. Архитектура отсылает к русско-византийскому стилю с заметными дополнениями из других течений. Перед зданием установлена скульптурная композиция, изображающая членов семьи Романовых.