Многие исследователи стараются найти прародителей современного уличного искусства (часто их работы называют прото-стрит-артом). Особо фанатичные поиски могут завести в эпоху наскальной живописи. Если мыслить так, то первый паблик-арт города — Шигирский идол, старейшая в мире деревянная скульптура, которая хранится в краеведческом музее.
Дедушками современной монументальной росписи фасадов принято считать советскую мозаику и суперграфику — рисунки, которые ещё на заводе отливали на панелях домов, чтобы придать им индивидуальности.
В 1987 году уральский художник Герман Метелёв изобразил «Времена года» в шести фигурах, каждая из которых символизирует идеалы XX века: спорт, науку и труд. По общепринятой версии, это шесть женщин, однако некоторые источники утверждают, что на мозаике изображены пять девушек и один юноша. Попробуйте угадать, кто же из них парень.
Если мозаика и суперграфика — это советские аналоги мурализма (монументальной росписи фасадов), то героем стрит-арта (несогласованного уличного искусства) был Евгений Малахин, представлявшийся панк-скоморохом стариком Б.У.Кашкиным. Транслируя простую мысль, что рисовать можно и нужно именно так, как получается, он сумел собрать вокруг себя множество единомышленников в 1980-х и 1990-х годах. Сообщество «Картинник» объединяло художников, музыкантов и поэтов, которые запустили моду на свободное искусство в городской среде.
В Екатеринбурге есть два пространства, где можно увидеть отголоски этой истории. Одно из них — тропа Б.У.Кашкина в начале проспекта Ленина. Это двор со множеством оригинальных рисунков автора, которые периодически восстанавливают последователи и фанаты уральского художника. Простые четверостишия автора всегда живут в симбиозе с наивными рисунками, словно огромная детская книга. Хотя темы часто далеко не детские — работы иронизируют над обществом того времени.
Девяностые были расцветом акционизма и перформансов в городской среде — сегодня эту эпоху можно увидеть только на видеозаписях. Но одному из героев того времени буквально удалось оставить свой след в Екатеринбурге.
Скульптура «Человек-невидимка» появилась в 1999 году как совместный проект художника Александра Шабурова и поэта Евгения Касимова. Единственный памятник в масштабе один к одному с самым точным изображением персонажа, по словам авторов, стал не столько его олицетворением, сколько разговором о трагедии одиночества. Правая и левая нога отличаются на пару размеров: один след принадлежит Шабурову, а второй — Касимову.
Памятник уже оброс легендами. Например, говорят, что авторы придумали его после того, как им выделили слишком маленький бюджет на другую статую. Фразой «Ну денег тут только на памятник Человеку-невидимке» один из них подтолкнул другого на визуализацию идеи. Подтверждений этой истории, конечно, нет.
Одна из ключевых точек в формировании современного бренда столицы стрит-арта — открытие филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в 1999 году. Он начал работу без своего пространства и взял курс на стрит-арт и искусство в городской среде. Первым знаковым событием стал фестиваль «Дебаты и кредиты», собравший на Урале художников из Голландии.
Леонард ван Мюнстер сделал серию позитивных зеркал в 2002 году, оставив послания, которые ничего не требовали от прохожих, в противовес рекламе и идеологическим лозунгам, которые правили в городе последние 100 лет. После появления различных надписей по всему городу, в редакцию «Нашей газеты» поступил 5551 звонок с вопросом о том, что значат эти тексты.
Из всех оригинальных зеркал выжило лишь одно — в здании Главпочтамта. На Добролюбова — дословный ремейк 2023 года. Для его создания куратор Мария Мандровицкая долго и упорно добивалась согласия автора проекта двадцатилетней давности. И смогла.
Этот проект тоже с фестиваля «Дебаты и кредиты», но уже чистый оригинал. Художник из Амстердама исследует феномен ультранасилия и экстремальных субкультур. Он трижды приезжал в Россию, прежде чем придумал итоговую версию проекта.
Серия «Разрушитель» Арно Кунена вдохновлена роликами с чемпионата по боям в клетке в Санкт-Петербурге с участием российский и голландской команд. В здании университета появились постеры о героях, а на фасаде — большая мозаика со зрителями. Это изображения людей, жаждущих увидеть ультранасилие.
Монументальный проект показывает суть стрит-арта как искусства, которому важен контекст места: миф, что на мозаике изображены студенты, уже давно популярнее официальной трактовки.
В 2003 году стартовал ежегодный фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга», работавший с городскими заборами. На бетонных блоках ПО-2 появлялись арт-объекты, причём каждое событие объединяла одна тема, а в центре внимания были современные художники города.
Большинство проектов «Длинных историй» не дожило до наших дней. Заборы с рисунками сносили, но чаще — перекрывали рекламными баннерами. Так что относительно целый комикс Руссо-Овчинниковой можно считать историческим артефактом.
Рассказ о том, как художница села в трамвай на одной из улиц Екатеринбурга и случайно уехала в Париж, предвосхитила будущее: сегодня на трамвае можно уехать уже в соседние города (например, из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму).
Спецпроект фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» — самый известный объект паблик-арта в городе. В 2005 году фестиваль вышел за пределы стен и пробовал новые формы.
Первый эскиз носил название «Клавиатура — кладбище идей». Художник Анатолий Вяткин увидел сходство увеличенной в сотни раз клавиатуры из бетона с европейским кладбищем. Особо это заметно сейчас, когда кнопки заросли травой. Но позже идею смягчили до «Памятника клавиатуре».
Сегодня монумент собирает не только туристов, но и локальное IT-сообщество. Ведутся бесконечные попытки установить рядом мышку, Косой дом на Горького, 4 иногда называют системником, а протекающую рядом реку Исеть — i-Set. И, да, некоторые могут сёрфить и в этой сети.
В 2010 году происходит сразу два знаковых события для искусства в городской среде: «Длинные истории Екатеринбурга» объявляют, что седьмой фестиваль станет последним, а команда местных энтузиастов анонсирует свой проект «Стенограффия». Важно понимать, что это всё делают разные люди, и у каждого свой подход.
«Стенограффия» ставит акцент на граффити-сообщество: людей, которые рисуют аэрозолем на улице, предоставляя им больше возможностей для самореализации. Самым известным арт-проектом первой «Стенки» становятся банки супа и сгущенки новосибирской команды «Такнадо». Иван и Марина Ягода столкнули рядом два символа противоборствующих поп-культур: выверенную советскую символизирует донельзя сладкая банка сгущёнки, а слащавую американскую — банка холодного солёного супа Campbell. Несмотря на пятнадцатилетний возраст, эти два цилиндра до сих пор достойны посещения.
Маргинализированная тёмная арка в центре, превратившаяся в неофициальный общественный туалет, — таким было это пространство в начале 2010-х. Пригласив начинающего (на тот момент) художника Покраса Лампаса, фестиваль «Стенограффия» попробовал перенастроить место.
На стене — сотни граффити, которые встречаешь на остановках, подъездах и других городских объектах. Из хаотичных псевдонимов Покрас составил единый узор, оставив при этом стиль каждого автора. А поверх флуоресцентной краской написал: All your walls are belong to us («Все ваши стены принадлежат нам»). Это взгляд на суть граффити-культуры: сколько бы стен ни ставили, их всегда можно превратить в свой холст. И перепрограммировать место, превратив из зоны, которая отталкивает, в пространство, которое притягивает.
Эта история — важный кейс для фестиваля «Стенограффия», о котором расскажут миллион раз. Так идея о том, что создание арт-объекта добавляет ценности любому объекту, стала путеводной для организаторов.
Муралы — то, с чем ассоциируется фестиваль «Стенограффия» у большинства горожан. Это монументальные рисунки на фасадах домов, и улица Попова стала небольшой галереей, в которой периодически меняются картины.
Там можно найти космонавта и пришельца авторства британского художника Fanakapan, который вдохновлялся эстетикой советских елочных игрушек; мурал, созданный нейросетью и роботами; атомный рисунок команды Spektr, которая специализируется на создании оптических иллюзий и миксует стили разных эпох. Впечатляют они, прежде всего, масштабом, хотя содержат и немало скрытых посланий.
Ежегодный фестиваль светового искусства в городской среде «Не темно» обычно проходит в ночь зимнего солнцестояния. Одна холодная ночь как вызов для горожан, желающих обойти все арт-объекты. Но уже на первом фестивале произошло нечто вне программы.
Уральский художник Тима Радя смонтировал два оранжевых абажура на площади Парижской Коммуны в январе 2013 года, чтобы тёплый свет грел прохожих, пока может. Из-за нелегальности объекта и началась борьба: горожанам он понравился, а некоторым представителям коммунальных служб — не очень. Споры, дебаты и прочее утомили автора, который решил демонтировать конструкцию ближе к весне. И снова повесил, когда пришла зима.
Так сложилась традиция: приходит зима — Радя вывешивает абажуры, холода уходят — снимает. Конфликты на тему нелегальности арт-объектов заглаживает любовь к ним горожан. Абажуры настолько вписались в культурный код, что представить пространство без них уже затруднительно.
Выросший фанатом мультсериала про ниндзя в панцирях, Сергей Рожин давно представлял, как за воротами под мостом на Малышева могут жить локальные родственники Леонардо, Микеланджело, Рафаэля и Донателло. И уже в 2013 году повесил сюда табличку «Екатеринбург Turtles», обозначив место как логово черепах.
Автор говорит, что не думал о том, как надпись может прожить дольше суток, но она продержалась до начала реконструкции набережной во второй половине 2010-х,. Тогда табличку неделикатно уронили в воду. Рожин, который уже не живет в Екатеринбурге, объявил поиск автора новой надписи, и уже на следующие сутки «Екатеринбург Turtles» снова радовали глаз.
С тех пор любой желающий может восстановить арт-объект при необходимости — так соавторами стали почти 10 художников. Последний реставратор Горе Егор нанёс надпись прямо на бетон, чтобы сделать её более долговечной. Сегодня она ассоциируется не столько с Рожиным, сколько с массовой любовью к мультсериалу о черепахах.
Вопрос, анонсирующий Четвёртую уральскую индустриальную биеннале современного искусства 2017 года в здании Приборостроительного завода, планировался как временная конструкция, но пережил и саму выставку, и планы по сносу здания. Он появился как альтернатива давно демонтированному лозунгу «Слава труду!», украшавшему это место в эпоху Свердловска, и укрепился в культурном коде современного Екатеринбурга.
За семь лет было сделано немало культовых фото с надписью, как и дано своеобразных ответов. На набережной можно встретить наклейки «Кто мы, откуда, куда мы идём» — это акция 2024 года, когда надпись временно закрыли баннером, напугав горожан её возможным демонтажём.
Важный для исторической справки момент: в Екатеринбурге уличное искусство существует не в пику современному галерейному, а в некой синергии. И авторы часто успешно сотрудничают с институциями.
В 2010-х фестивали уличного искусства стали захватывать все города России. Так рождалось представление о «правильном» и «хорошем» стрит-арте, согласованных муралах. В сообществе был запрос на что-то другое, и ответом стал фестиваль «Карт-Бланш», стартовавший в Екатеринбурге в 2018 году.
Ни согласований, ни спонсоров, ни партнеров: художники предоставлены сами себе, а команда организаторов обеспечивает их материалами, проживанием и всем необходимым. Часть работ «Карт-Бланша» — достаточно резкие высказывания, и некоторые из них почти моментально закрасили.
Екатеринбургская художница Лена Шубенцева нарисовала перчатку «Урал», посвятив её трудящимся родственникам. Сложная ноша — надел перчатку и все окей. Интересно, что находится она на улице Испанских рабочих, тогда как на Уралмаше, в паре кварталов от гостиницы «Мадрид», есть улица Уральских рабочих.
Приметив голубятню на первом «Карт-Бланше», Алексей Кислов начал придумывать эскиз, желая создать дом с руками. Kislow любит сюрреализм, и в его мирах всё немножечко сказочное, не такое, как у нас. И рядом с рукастым домом появился хранитель (кот, пёс, сфинкс — называйте как хотите). Голубятня вместе с питомцем перешли с эскиза на здание в 2019 году.
Этот персонаж настолько привлекает внимание, что можно даже не заметить изначальную идею ожившего домика и рюкзака в виде клетки. Зато он надежно хранит место.
Местные жители говорят, что скоро голубятню снесут, — успевайте увидеть.
Сделать нелегальный мурал — так можно только в Екатеринбурге. На «Карт-Бланше» 2019 года Dyoma21 нарисовал Рыжего — персонажа, который был почти в каждом дворе. Ребёнок с необычным цветом волос обречён на эту кличку в 90% случаев.
Тема дворовой культуры помогает автору немного отвлечься, поговорить о детстве. Обратите внимание на фингал под глазом у героя — благодаря массовой культуре, рыжего мальчика всегда считали главным хулиганом на районе.
В сквере у Театра драмы постоянно бурлит жизнь. В первую очередь, это место встречи субкультур города, место творчества и место силы. Именно тут художник Никита Руфас заложил свои камни жизни на «Карт-Бланше» в 2020 году. Найденные на уральском карьере и обработанные в мастерской, они встали в сквере без всякой поддержки.
Это метафорический арт-объект для множества интерпретаций. Жизнь может упасть — нужно приложить усилие, чтобы поднять её и привести в порядок. Рано или поздно жизнь раскидает — такое случается у каждого.
Разговор об уличном рисовании невозможен без граффити — культуры написания своего имени или названия команды на стенах города. Холл оф фейм, или ХОФ (от английского Hall of Fame — «зал славы») можно найти в любом городе. На нём отмечаются особо знаковые райтеры.
Обычно ХОФы скрыты под мостами или на линиях близ железнодорожных путей, но этот — прямо в центре города. Не поленитесь обойти его целиком и рассмотреть со всех сторон. Помимо очевидной части в парке имени Павлика Морозова можно найти и рисунки с другой стороны стены, где гаражный кооператив. Ничего тут не задерживается надолго, но и не закрашивается коммунальными службами.
Художник-космист начала в сквере у Оперного театра свою серию рисунков в городских деревьях #скрытыйкосмос. Они есть почти во всех парках и скверах Екатеринбурга, но именно эти — одни из первых.
Работы Анастасии перезагружают отношение жителей к городским деревьям. Люди перестают поджигать их, тушить о стволы окурки и скрести ножом там, где появляются скрытые космосы. Интерпретации, как и Вселенная, безграничны.
Всего в сквере у Оперного театра шесть скрытых космосов — попробуйте найти все.
Один из самых молодых фестивалей уличного искусства — паблик-арт программа «ЧӦ» — исследует тему уральской идентичности с 2020 года. Локальный юмор заложен даже в названии, отсылая к стереотипу о постоянно чокающих уральцах. Арт-проекты «ЧӦ», к сожалению, не складываются в единый маршрут, так что я советую воспользоваться 2GIS, просто вбив название фестиваля в поисковую строку, — карта покажет всё наследие.
Точкой темы «Вымыслы и промыслы» в 2023 году стал «Индустриальный младенец» Людмилы Калиниченко и Ксении Лариной — художниц, объединившихся в команду LKKL. Огромная голова появилась на фоне завода и пруда, матери и отца любого индустриального города. Будто внезапно у них появился ещё один ребенок, чистый и непорочный, с закрытыми глазами. Он символизирует как будущее, так и прошлое: малыш сделан из переработанного металла.
Работа над скульптурой заняла символические 9 месяцев, а реакции на неё в соцсетях позавидует любая мать.
Переход на Плотинке или Труба, как его называют старожилы, — пристанище всех уличных музыкантов города. Но больше всего он запомнился как переход Цоя, разрисованный фанатами лидера «Кино» в начале 2010-х. Наивно, но с душой.
В 2023 году, во время ремонта перехода, уцелеть рисунки не могли, поэтому художники создали новое пространство, посвящённое Свердловскому рок-клубу. Здесь можно найти отсылки к группам «Чайф», «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации» и другим участникам объединения, которое просуществовало с 1986 по 1991 год. Наверху — светящиеся цитаты из песен, а на стенах — реальные истории из жизни музыкантов. Например, о том, как в Свердловске была эпидемия сломанных таксофонов после слуха, что с помощью микрофона и динамика можно прокачать акустическую гитару.
Сквозной нитью идёт история о том, как люди слушали музыку, — от перфокарт и грампластинок до современных сервисов.
Дорожные знаки говорят о правилах, прагматике и навигации. Серия «Знаки эмоционального фона» команды ПСЛЧ про абсолютно обратные явления: эмоции, чувства и драйв. Их можно найти в разных уголках Екатеринбурга (как минимум четыре знака точно остаются живыми). На Плотинке, рядом с точкой, где любят играть уличные артисты, стоит указатель 2023 года, подталкивающий поддаться внутреннему порыву — и подкинуть денег музыканту.
Художница рисует девочек, котиков и цветы, чтобы с помощью этих образов общаться на табуированные в медиа темы. Этот комикс — внефестивальный проект против насилия, нарисованный в 2021 году.
История в четырёх актах — о маске жертвы. О том, как человека под видом заботы заставляют чувствовать себя беззащитным и зависимым от партнёра. Когда маска надета, психологическое насилие перерастает в реальное, когда нет никаких рамок и ограничений. И единственный выход — сбросить с себя маску жертвы. Снова поверить в свои силы, в свою правоту и своё мнение. Поднять этот меч поможет коллективная поддержка.
Появление «Карт-Бланша» подстегнуло бум самоорганизации. Художники Екатеринбурга стали создавать свои фестивали, и за последние 6 лет город увидел проекты «Маргинальная ночь», «Россия будет съедобной», «Мир нойз» и другие инициативы без спонсоров, партнёров и согласования. Большая их часть проходила в заброшенных зданиях.
Самый свежий из проектов — «Заброшка» 2023 года с реинкарнацией в мае 2024 года. Художники устраивали выставку скульптур, проводили перформансы, создавали стрит-арт и просто веселились в заброшенном хозяйственном корпусе. Местные СМИ поддержали фестиваль анонсами и репортажами, как любую официальную выставку.
Говорят, скоро это строение снесут. Стрит-арт — вообще временное явление, в отличие от искусства галерейного. И даже самое крепкое здание однажды может ждать тотальная реконструкция или уничтожение. И главная ценность уличного искусства — возможность поймать момент прямо сейчас. Поэтому не откладывайте путешествия по городскому арту надолго.