............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................
Гид по Екатеринбургу

Гид по столице стрит-арта: 25 работ, которые надо увидеть

Сегодня в Екатеринбурге — лучший стрит-арт в стране, а началось всё ещё в XX веке. Исследователь уличного искусства, экскурсовод и автор телеграм-канала «Шахов на ветке» Алексей Шахов составил путеводитель по уличному искусству Екатеринбурга на примере уцелевших работ. Получилась целая история, которая выстроена хронологически и завершается в июне 2024 года.
Все
Активно отдохнуть
1
На свежем воздухе
1
Погулять
1
Узнать город
1
5
3 оценки
Улица Малышева, 76, улица Белинского, 7, Центр м-н, Октябрьский район, Екатеринбург

Многие исследователи стараются найти прародителей современного уличного искусства (часто их работы называют прото-стрит-артом). Особо фанатичные поиски могут завести в эпоху наскальной живописи. Если мыслить так, то первый паблик-арт города — Шигирский идол, старейшая в мире деревянная скульптура, которая хранится в краеведческом музее.

Дедушками современной монументальной росписи фасадов принято считать советскую мозаику и суперграфику — рисунки, которые ещё на заводе отливали на панелях домов, чтобы придать им индивидуальности.

В 1987 году уральский художник Герман Метелёв изобразил «Времена года» в шести фигурах, каждая из которых символизирует идеалы XX века: спорт, науку и труд. По общепринятой версии, это шесть женщин, однако некоторые источники утверждают, что на мозаике изображены пять девушек и один юноша. Попробуйте угадать, кто же из них парень.

5
1 оценка
Центр м-н, Верх-Исетский район, Екатеринбург

Если мозаика и суперграфика — это советские аналоги мурализма (монументальной росписи фасадов), то героем стрит-арта (несогласованного уличного искусства) был Евгений Малахин, представлявшийся панк-скоморохом стариком Б.У.Кашкиным. Транслируя простую мысль, что рисовать можно и нужно именно так, как получается, он сумел собрать вокруг себя множество единомышленников в 1980-х и 1990-х годах. Сообщество «Картинник» объединяло художников, музыкантов и поэтов, которые запустили моду на свободное искусство в городской среде.

В Екатеринбурге есть два пространства, где можно увидеть отголоски этой истории. Одно из них — тропа Б.У.Кашкина в начале проспекта Ленина. Это двор со множеством оригинальных рисунков автора, которые периодически восстанавливают последователи и фанаты уральского художника. Простые четверостишия автора всегда живут в симбиозе с наивными рисунками, словно огромная детская книга. Хотя темы часто далеко не детские — работы иронизируют над обществом того времени.

Жилой дом
5
5 оценок
Центр м-н, Ленинский район, Екатеринбург
Второй двор с рисунками похожей стилистики — на Ленина, 36. Его расписали ученики и последователи Б.У.Кашкина в начале 2000 года, когда он заболел. Двор обнесён забором, но туда можно попробовать попасть со стороны улицы Толмачева. Или увидеть часть рисунков через окно кофейни «Французский пекарь».
13 организаций5 этажей7 подъездов
4.8
5 оценок
Центр м-н, Октябрьский район, Екатеринбург

Девяностые были расцветом акционизма и перформансов в городской среде — сегодня эту эпоху можно увидеть только на видеозаписях. Но одному из героев того времени буквально удалось оставить свой след в Екатеринбурге.

Скульптура «Человек-невидимка» появилась в 1999 году как совместный проект художника Александра Шабурова и поэта Евгения Касимова. Единственный памятник в масштабе один к одному с самым точным изображением персонажа, по словам авторов, стал не столько его олицетворением, сколько разговором о трагедии одиночества. Правая и левая нога отличаются на пару размеров: один след принадлежит Шабурову, а второй — Касимову.

Памятник уже оброс легендами. Например, говорят, что авторы придумали его после того, как им выделили слишком маленький бюджет на другую статую. Фразой «Ну денег тут только на памятник Человеку-невидимке» один из них подтолкнул другого на визуализацию идеи. Подтверждений этой истории, конечно, нет.

4
1 оценка
Улица Добролюбова, 19а, Центр м-н, Ленинский район, Екатеринбург

Одна из ключевых точек в формировании современного бренда столицы стрит-арта — открытие филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в 1999 году. Он начал работу без своего пространства и взял курс на стрит-арт и искусство в городской среде. Первым знаковым событием стал фестиваль «Дебаты и кредиты», собравший на Урале художников из Голландии.

Леонард ван Мюнстер сделал серию позитивных зеркал в 2002 году, оставив послания, которые ничего не требовали от прохожих, в противовес рекламе и идеологическим лозунгам, которые правили в городе последние 100 лет. После появления различных надписей по всему городу, в редакцию «Нашей газеты» поступил 5551 звонок с вопросом о том, что значат эти тексты.

Из всех оригинальных зеркал выжило лишь одно — в здании Главпочтамта. На Добролюбова — дословный ремейк 2023 года. Для его создания куратор Мария Мандровицкая долго и упорно добивалась согласия автора проекта двадцатилетней давности. И смогла.

5
3 оценки
Улица Куйбышева, 48, улица Белинского, 71а, Центр м-н, Октябрьский район, Екатеринбург

Этот проект тоже с фестиваля «Дебаты и кредиты», но уже чистый оригинал. Художник из Амстердама исследует феномен ультранасилия и экстремальных субкультур. Он трижды приезжал в Россию, прежде чем придумал итоговую версию проекта.

Серия «Разрушитель» Арно Кунена вдохновлена роликами с чемпионата по боям в клетке в Санкт-Петербурге с участием российский и голландской команд. В здании университета появились постеры о героях, а на фасаде — большая мозаика со зрителями. Это изображения людей, жаждущих увидеть ультранасилие.

Монументальный проект показывает суть стрит-арта как искусства, которому важен контекст места: миф, что на мозаике изображены студенты, уже давно популярнее официальной трактовки.

3.3
4 оценки
Автовокзал м-н, Октябрьский район, Екатеринбург

В 2003 году стартовал ежегодный фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга», работавший с городскими заборами. На бетонных блоках ПО-2 появлялись арт-объекты, причём каждое событие объединяла одна тема, а в центре внимания были современные художники города.

Большинство проектов «Длинных историй» не дожило до наших дней. Заборы с рисунками сносили, но чаще — перекрывали рекламными баннерами. Так что относительно целый комикс Руссо-Овчинниковой можно считать историческим артефактом.

Рассказ о том, как художница села в трамвай на одной из улиц Екатеринбурга и случайно уехала в Париж, предвосхитила будущее: сегодня на трамвае можно уехать уже в соседние города (например, из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму).

4.5
88 оценок
Центр м-н, Ленинский район, Екатеринбург

Спецпроект фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» — самый известный объект паблик-арта в городе. В 2005 году фестиваль вышел за пределы стен и пробовал новые формы.

Первый эскиз носил название «Клавиатура — кладбище идей». Художник Анатолий Вяткин увидел сходство увеличенной в сотни раз клавиатуры из бетона с европейским кладбищем. Особо это заметно сейчас, когда кнопки заросли травой. Но позже идею смягчили до «Памятника клавиатуре».

Сегодня монумент собирает не только туристов, но и локальное IT-сообщество. Ведутся бесконечные попытки установить рядом мышку, Косой дом на Горького, 4 иногда называют системником, а протекающую рядом реку Исеть — i-Set. И, да, некоторые могут сёрфить и в этой сети.

5
1 оценка
Самоцветный бульвар, 4, Ботанический м-н, Чкаловский район, Екатеринбург

В 2010 году происходит сразу два знаковых события для искусства в городской среде: «Длинные истории Екатеринбурга» объявляют, что седьмой фестиваль станет последним, а команда местных энтузиастов анонсирует свой проект «Стенограффия». Важно понимать, что это всё делают разные люди, и у каждого свой подход.

«Стенограффия» ставит акцент на граффити-сообщество: людей, которые рисуют аэрозолем на улице, предоставляя им больше возможностей для самореализации. Самым известным арт-проектом первой «Стенки» становятся банки супа и сгущенки новосибирской команды «Такнадо». Иван и Марина Ягода столкнули рядом два символа противоборствующих поп-культур: выверенную советскую символизирует донельзя сладкая банка сгущёнки, а слащавую американскую — банка холодного солёного супа Campbell. Несмотря на пятнадцатилетний возраст, эти два цилиндра до сих пор достойны посещения.

4.9
4 оценки
Улица Толмачёва, 12, Центр м-н, Ленинский район, Екатеринбург

Маргинализированная тёмная арка в центре, превратившаяся в неофициальный общественный туалет, — таким было это пространство в начале 2010-х. Пригласив начинающего (на тот момент) художника Покраса Лампаса, фестиваль «Стенограффия» попробовал перенастроить место.

На стене — сотни граффити, которые встречаешь на остановках, подъездах и других городских объектах. Из хаотичных псевдонимов Покрас составил единый узор, оставив при этом стиль каждого автора. А поверх флуоресцентной краской написал: All your walls are belong to us («Все ваши стены принадлежат нам»). Это взгляд на суть граффити-культуры: сколько бы стен ни ставили, их всегда можно превратить в свой холст. И перепрограммировать место, превратив из зоны, которая отталкивает, в пространство, которое притягивает.

Эта история — важный кейс для фестиваля «Стенограффия», о котором расскажут миллион раз. Так идея о том, что создание арт-объекта добавляет ценности любому объекту, стала путеводной для организаторов.

5
3 оценки
Улица Попова, 9/16, улица Хохрякова, 16, Центр м-н, Ленинский район, Екатеринбург

Муралы — то, с чем ассоциируется фестиваль «Стенограффия» у большинства горожан. Это монументальные рисунки на фасадах домов, и улица Попова стала небольшой галереей, в которой периодически меняются картины.

Там можно найти космонавта и пришельца авторства британского художника Fanakapan, который вдохновлялся эстетикой советских елочных игрушек; мурал, созданный нейросетью и роботами; атомный рисунок команды Spektr, которая специализируется на создании оптических иллюзий и миксует стили разных эпох. Впечатляют они, прежде всего, масштабом, хотя содержат и немало скрытых посланий.

Екатеринбург

Ежегодный фестиваль светового искусства в городской среде «Не темно» обычно проходит в ночь зимнего солнцестояния. Одна холодная ночь как вызов для горожан, желающих обойти все арт-объекты. Но уже на первом фестивале произошло нечто вне программы.

Уральский художник Тима Радя смонтировал два оранжевых абажура на площади Парижской Коммуны в январе 2013 года, чтобы тёплый свет грел прохожих, пока может. Из-за нелегальности объекта и началась борьба: горожанам он понравился, а некоторым представителям коммунальных служб — не очень. Споры, дебаты и прочее утомили автора, который решил демонтировать конструкцию ближе к весне. И снова повесил, когда пришла зима.

Так сложилась традиция: приходит зима — Радя вывешивает абажуры, холода уходят — снимает. Конфликты на тему нелегальности арт-объектов заглаживает любовь к ним горожан. Абажуры настолько вписались в культурный код, что представить пространство без них уже затруднительно.

4.6
9 оценок
Центр м-н, Ленинский район, Екатеринбург

Выросший фанатом мультсериала про ниндзя в панцирях, Сергей Рожин давно представлял, как за воротами под мостом на Малышева могут жить локальные родственники Леонардо, Микеланджело, Рафаэля и Донателло. И уже в 2013 году повесил сюда табличку «Екатеринбург Turtles», обозначив место как логово черепах.

Автор говорит, что не думал о том, как надпись может прожить дольше суток, но она продержалась до начала реконструкции набережной во второй половине 2010-х,. Тогда табличку неделикатно уронили в воду. Рожин, который уже не живет в Екатеринбурге, объявил поиск автора новой надписи, и уже на следующие сутки «Екатеринбург Turtles» снова радовали глаз.

С тех пор любой желающий может восстановить арт-объект при необходимости — так соавторами стали почти 10 художников. Последний реставратор Горе Егор нанёс надпись прямо на бетон, чтобы сделать её более долговечной. Сегодня она ассоциируется не столько с Рожиным, сколько с массовой любовью к мультсериалу о черепахах.

Административное здание
4.3
35 оценок
Центр м-н, Кировский район, Екатеринбург

Вопрос, анонсирующий Четвёртую уральскую индустриальную биеннале современного искусства 2017 года в здании Приборостроительного завода, планировался как временная конструкция, но пережил и саму выставку, и планы по сносу здания. Он появился как альтернатива давно демонтированному лозунгу «Слава труду!», украшавшему это место в эпоху Свердловска, и укрепился в культурном коде современного Екатеринбурга.

За семь лет было сделано немало культовых фото с надписью, как и дано своеобразных ответов. На набережной можно встретить наклейки «Кто мы, откуда, куда мы идём» — это акция 2024 года, когда надпись временно закрыли баннером, напугав горожан её возможным демонтажём.

Важный для исторической справки момент: в Екатеринбурге уличное искусство существует не в пику современному галерейному, а в некой синергии. И авторы часто успешно сотрудничают с институциями.

4 организации5 этажей
5
1 оценка
Испанских Рабочих, 28, Центр м-н, Железнодорожный район, Екатеринбург

В 2010-х фестивали уличного искусства стали захватывать все города России. Так рождалось представление о «правильном» и «хорошем» стрит-арте, согласованных муралах. В сообществе был запрос на что-то другое, и ответом стал фестиваль «Карт-Бланш», стартовавший в Екатеринбурге в 2018 году.

Ни согласований, ни спонсоров, ни партнеров: художники предоставлены сами себе, а команда организаторов обеспечивает их материалами, проживанием и всем необходимым. Часть работ «Карт-Бланша» — достаточно резкие высказывания, и некоторые из них почти моментально закрасили.

Екатеринбургская художница Лена Шубенцева нарисовала перчатку «Урал», посвятив её трудящимся родственникам. Сложная ноша — надел перчатку и все окей. Интересно, что находится она на улице Испанских рабочих, тогда как на Уралмаше, в паре кварталов от гостиницы «Мадрид», есть улица Уральских рабочих.

5
6 оценок
Центр м-н, Октябрьский район, Екатеринбург

Приметив голубятню на первом «Карт-Бланше», Алексей Кислов начал придумывать эскиз, желая создать дом с руками. Kislow любит сюрреализм, и в его мирах всё немножечко сказочное, не такое, как у нас. И рядом с рукастым домом появился хранитель (кот, пёс, сфинкс — называйте как хотите). Голубятня вместе с питомцем перешли с эскиза на здание в 2019 году.

Этот персонаж настолько привлекает внимание, что можно даже не заметить изначальную идею ожившего домика и рюкзака в виде клетки. Зато он надежно хранит место.

Местные жители говорят, что скоро голубятню снесут, — успевайте увидеть.

1 этаж
5
1 оценка
Орджоникидзе проспект, 12, Уралмаш м-н, Орджоникидзевский район, Екатеринбург

Сделать нелегальный мурал — так можно только в Екатеринбурге. На «Карт-Бланше» 2019 года Dyoma21 нарисовал Рыжего — персонажа, который был почти в каждом дворе. Ребёнок с необычным цветом волос обречён на эту кличку в 90% случаев.

Тема дворовой культуры помогает автору немного отвлечься, поговорить о детстве. Обратите внимание на фингал под глазом у героя — благодаря массовой культуре, рыжего мальчика всегда считали главным хулиганом на районе.

4.2
3 оценки
Сквер в честь 275-летия г. Екатеринбурга, Центр м-н, Верх-Исетский район, Екатеринбург

В сквере у Театра драмы постоянно бурлит жизнь. В первую очередь, это место встречи субкультур города, место творчества и место силы. Именно тут художник Никита Руфас заложил свои камни жизни на «Карт-Бланше» в 2020 году. Найденные на уральском карьере и обработанные в мастерской, они встали в сквере без всякой поддержки.

Это метафорический арт-объект для множества интерпретаций. Жизнь может упасть — нужно приложить усилие, чтобы поднять её и привести в порядок. Рано или поздно жизнь раскидает — такое случается у каждого.

5
1 оценка
Сад им. Павлика Морозова, Центр м-н, Октябрьский район, Екатеринбург

Разговор об уличном рисовании невозможен без граффити — культуры написания своего имени или названия команды на стенах города. Холл оф фейм, или ХОФ (от английского Hall of Fame — «зал славы») можно найти в любом городе. На нём отмечаются особо знаковые райтеры.

Обычно ХОФы скрыты под мостами или на линиях близ железнодорожных путей, но этот — прямо в центре города. Не поленитесь обойти его целиком и рассмотреть со всех сторон. Помимо очевидной части в парке имени Павлика Морозова можно найти и рисунки с другой стороны стены, где гаражный кооператив. Ничего тут не задерживается надолго, но и не закрашивается коммунальными службами.

4.9
1071 оценка
Екатеринбург

Художник-космист начала в сквере у Оперного театра свою серию рисунков в городских деревьях #скрытыйкосмос. Они есть почти во всех парках и скверах Екатеринбурга, но именно эти — одни из первых.

Работы Анастасии перезагружают отношение жителей к городским деревьям. Люди перестают поджигать их, тушить о стволы окурки и скрести ножом там, где появляются скрытые космосы. Интерпретации, как и Вселенная, безграничны.

Всего в сквере у Оперного театра шесть скрытых космосов — попробуйте найти все.

4.5
56 оценок
Верх-Исетский пляж, ВИЗ м-н, Верх-Исетский район, Екатеринбург

Один из самых молодых фестивалей уличного искусства — паблик-арт программа «ЧӦ» — исследует тему уральской идентичности с 2020 года. Локальный юмор заложен даже в названии, отсылая к стереотипу о постоянно чокающих уральцах. Арт-проекты «ЧӦ», к сожалению, не складываются в единый маршрут, так что я советую воспользоваться 2GIS, просто вбив название фестиваля в поисковую строку, — карта покажет всё наследие.

Точкой темы «Вымыслы и промыслы» в 2023 году стал «Индустриальный младенец» Людмилы Калиниченко и Ксении Лариной — художниц, объединившихся в команду LKKL. Огромная голова появилась на фоне завода и пруда, матери и отца любого индустриального города. Будто внезапно у них появился ещё один ребенок, чистый и непорочный, с закрытыми глазами. Он символизирует как будущее, так и прошлое: малыш сделан из переработанного металла.

Работа над скульптурой заняла символические 9 месяцев, а реакции на неё в соцсетях позавидует любая мать.

5
19 оценок
Исторический сквер, Центр м-н, Ленинский район, Екатеринбург

Переход на Плотинке или Труба, как его называют старожилы, — пристанище всех уличных музыкантов города. Но больше всего он запомнился как переход Цоя, разрисованный фанатами лидера «Кино» в начале 2010-х. Наивно, но с душой.

В 2023 году, во время ремонта перехода, уцелеть рисунки не могли, поэтому художники создали новое пространство, посвящённое Свердловскому рок-клубу. Здесь можно найти отсылки к группам «Чайф», «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации» и другим участникам объединения, которое просуществовало с 1986 по 1991 год. Наверху — светящиеся цитаты из песен, а на стенах — реальные истории из жизни музыкантов. Например, о том, как в Свердловске была эпидемия сломанных таксофонов после слуха, что с помощью микрофона и динамика можно прокачать акустическую гитару.

Сквозной нитью идёт история о том, как люди слушали музыку, — от перфокарт и грампластинок до современных сервисов.

Исторический сквер, Центр м-н, Кировский район, Екатеринбург

Дорожные знаки говорят о правилах, прагматике и навигации. Серия «Знаки эмоционального фона» команды ПСЛЧ про абсолютно обратные явления: эмоции, чувства и драйв. Их можно найти в разных уголках Екатеринбурга (как минимум четыре знака точно остаются живыми). На Плотинке, рядом с точкой, где любят играть уличные артисты, стоит указатель 2023 года, подталкивающий поддаться внутреннему порыву — и подкинуть денег музыканту.

5
5 оценок
Улица Толмачёва, 9, Центр м-н, Ленинский район, Екатеринбург

Художница рисует девочек, котиков и цветы, чтобы с помощью этих образов общаться на табуированные в медиа темы. Этот комикс — внефестивальный проект против насилия, нарисованный в 2021 году.

История в четырёх актах — о маске жертвы. О том, как человека под видом заботы заставляют чувствовать себя беззащитным и зависимым от партнёра. Когда маска надета, психологическое насилие перерастает в реальное, когда нет никаких рамок и ограничений. И единственный выход — сбросить с себя маску жертвы. Снова поверить в свои силы, в свою правоту и своё мнение. Поднять этот меч поможет коллективная поддержка.

Вокзальный м-н, Железнодорожный район, Екатеринбург

Появление «Карт-Бланша» подстегнуло бум самоорганизации. Художники Екатеринбурга стали создавать свои фестивали, и за последние 6 лет город увидел проекты «Маргинальная ночь», «Россия будет съедобной», «Мир нойз» и другие инициативы без спонсоров, партнёров и согласования. Большая их часть проходила в заброшенных зданиях.

Самый свежий из проектов — «Заброшка» 2023 года с реинкарнацией в мае 2024 года. Художники устраивали выставку скульптур, проводили перформансы, создавали стрит-арт и просто веселились в заброшенном хозяйственном корпусе. Местные СМИ поддержали фестиваль анонсами и репортажами, как любую официальную выставку.

Говорят, скоро это строение снесут. Стрит-арт — вообще временное явление, в отличие от искусства галерейного. И даже самое крепкое здание однажды может ждать тотальная реконструкция или уничтожение. И главная ценность уличного искусства — возможность поймать момент прямо сейчас. Поэтому не откладывайте путешествия по городскому арту надолго.

2 этажа
🍪
Мы используем cookies подробнее