Летом 2022 на крыше небоскрёба открыли бассейн с эффектом бесконечности. Он состоит из двух чаш — 20 и 11 метров длиной и 3 метра шириной — с переливом воды за бортики, создающим эффект, как будто у бассейна нет краёв. Купаться в подогретой воде можно будет круглый год.
Собственники «Высоцкого» рассказывали прессе, что вложили в бассейн 100 миллионов рублей — и это единственный в России бассейн на крыше небоскрёба. Во всяком случае — единственный доступный публике. Бассейн работает каждый день с 12:00 до 02:00 (ночью купание над городом выглядит особенно эффектно). С детьми пускают только по воскресеньям. Билет в будни для взрослых: 1800 рублей за 2 часа, в выходные — 2500 рублей за 2 часа. Детям 5–16 лет: 1000 рублей за 2 часа. Дети до 5 лет проходят со взрослыми бесплатно.
Ещё несколько лет назад — самый высокий небоскреб в городе (188 метров). Сейчас «Высоцкий» уступил первенство «Исети». Но лучшие виды на город — по-прежнему отсюда: панорама простирается вдаль на 25 километров. На 50-м этаже — панорамный ресторан. На 52-м — открытая смотровая площадка (вход — 400 рублей, льготный — 200–300 рублей). А на крыше небоскрёба летом 2022 года открылся бассейн с эффектом бесконечности — ничего подобного в России сейчас больше нет.
Ресторан на 50-м этаже престижного небоскреба «Высоцкий» в центре Екатеринбурга. Виды из окон и интерьеры соответствующие: всё очень красиво. К видам прилагается мощная паназиатская кухня с уклоном в морепродукты. Еда недешёвая, но и не такая дорогая, какую ждешь в заведении с заоблачными видами.
Здание в начале улицы Розы Люксембург в конце XIX–начале ХХ века было «Американской гостиницей», одной из самых роскошных в городе. Здесь останавливались Чехов, Менделеев и Бальмонт. Никому из них город не понравился. Чехов описал местных с ужасом: «скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазками, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах и при рождении их присутствует не акушер, а механик».
После революции в здании было ЧК, позже и до сих пор— художественное училище. Иван Шадр, в честь которого оно названо, — его выпускник, перебравшийся в столицу и создавший там «Девушку с веслом», «Булыжник — орудие пролетариата» и другие знаковые советские скульптуры.
Аполлон и вазы с фруктами на фасаде появились уже в советское время. Внутри частично сохранились старые интерьеры.
Если вы любите такое — идите по улице Розы Люксембург дальше: на ней сохранилось очень много дореволюционных домов.
Москвич Покрас Лампас, — возможно, самый раскрученный уличный художник России прямо сейчас. В Екатеринбурге он покрыл своим «каллиграффити» — вязью из флюоресцентных тэгов 1300 художников — арку в центре.
Тэг — быстрая роспись граффити-художника, та самая, которой юные фанаты хип-хопа покрывают все гаражи и лифты в округе. Одна из возможных трактовок работы Покраса Лампаса: даже то, что выглядит визуальным мусором по отдельности может в совокупности сложиться в красоту.
В ультрафиолетовом свете проявляется надпись «Все ваши стены принадлежат нам».
Музей, поражающий как коллекцией, так и происхождением. Невьянская икона — феномен мировой культуры, уникальная старообрядческая школа иконописи, существовавшая на Урале с начала 1700-х годов. Это иконы, которые старообрядцы подпольно писали для преуспевающих уральских горнозаводчиков, мастеровых и первопроходцев. На иконах — суровые средневековые лики, прямо продолжающие древнерусско-византийскую традицию без позднейших наслоений.
Сам музей — творение и гордость Евгения Ройзмана, который был серьёзным исследователем невьянского феномена ещё до того, как стал политиком и мэром города.
В облике этого дома 1880-х годов ранний модерн сочетается с мотивами русского терема. В 1880-х здесь жил участковый пожарный староста Илья Казанцев. Пожарная служба только формировалась в России и Казанцев курировал эту работу в Екатеринбурге. Обратите внимание, что у его дома есть противопожарная стена — брандмауэр.
Вообще род Казанцевых подарил Екатеринбургу ещё и мэра, и членов городской думы, и художника.
В начале 1890-х усадьба перешла домовладельцу Сырчину и стала доходным домом, где снимали комнаты студенты. Среди арендаторов был революционер Быков, один из будущих убийц царской семьи.
Во время Великой Отечественной здесь был госпиталь, потом — коммуналки. Сейчас — музейный центр «Гамаюн». В доме сохранились филёнчатые двери, скосы и внутренние рамы окон, а также демидовские печи с белым кафелем и чугунными дверками каслинского литья. Дом требует новой реставрации: из-за новостроек вокруг по нему пошли трещины.
Один из лучших сохранившихся образцов типичной деревянной застройки Екатеринбурга конца XIX века. Дом разделён на три части — у каждой свой парадный вход с козырьком на кованых ажурных кронштейнах. В оформлении фасада используется уральская народная резьба по дереву с нотками классицизма.
До революции дом принадлежал мещанину Григорию Елизарьеву. После Гражданской войны здесь жил челябинский доктор Соломон Павлович Фридьев с семьей. Они были очень известны в квартале, поскольку каждое воскресенье давали концерты в большой комнате своего дома. В 1928 году Фридьевы уехали. После них в доме Елизарьева жили инженеры «Уралмаша». Один за другим они становились жертвами репрессий, их квартиры уплотнялись — и дом в итоге превратился в сплошную коммуналку. Сейчас в нем офисы.
Больше таких домов — в подборке «Деревянные сокровища: 10 самых красивых деревянных домов Екатеринбурга».
Занятый сейчас офисами дом на перекрестке улиц Мамина-Сибиряка и Энгельса построен в 1896 году для обрусевшей немки Эммы Филитц. Известный архитектор Дютель сделал дом ассиметричным, угловатым, с затейливым силуэтом. Обратите внимание на сохранившиеся парадный вход с высоким каменным крыльцом (со стороны улицы Энгельса) и ограду с растительным и геометрическим орнаментом.
Эмма и её муж Эрнест Филитц были хозяевами пивоваренного завода на месте нынешнего зоопарка. Эмма была энергичной и предприимчивой женщиной, ходила в походы по Уралу, любила скачки, занималась благотворительностью. А после смерти мужа в 1892 году взяла дело в свои руки — и нарастила производство в 4 раза. Для этого госпожа Филитц строила по всему городу пивные лавки и оптовые склады. И завела новый формат для более взыскательной публики — пивные рестораны с живой музыкой. Бизнес процветал, пока не началась Первая мировая с сухим законом.
Сейчас улица Луначарского (бывшая Васнецовская) — в центре города, но в 1817 году была окраиной. Поэтому здесь и построил свою дачу Михаил Малахов, ключевой для екатеринбургского классицизма архитектор, один из создателей генплана города. Сзади к итальянской вилле вплотную подходил дикий уральский лес.
После революции из архитекторского особняка сделали жилой дом с коммуналками, что не пошло на пользу его состоянию.
Малахов построил свою дачу из дерева, оштукатуренного под камень. Ну а здание, которое мы видим сейчас, — сделанная в 1970-е вместо обветшавшего оригинала каменная копия, к тому же сдвинутая на 15 метров на восток. Впрочем, деревянный купол и часть декора — настоящие.