Сегодня Феодосия — вполне современный город с обилием советской застройки и фотогеничным центром. Но ее история уходит далеко в античность — и это витает в воздухе, как запах моря. Этот город не раз менял название, но в итоге вернул себе имя, полученное еще до нашей эры. А о средних веках напоминают руины величественной генуэзской крепости, Башня Константина и тихие кварталы Караимской слободы. В Феодосии родился художник-маринист Иван Айвазовский, который любил этот город и способствовал его развитию. Он всегда останется в сердцах жителей, а его картины — в созданной мастером галерее. Здесь вообще много необычных музеев. И, как и везде в Крыму, — пляжей и кафе с местным вином, живой музыкой и видом на море.
Подборка от редактора и путешественника Александры Зенковой.
Эта крепость ни размерами, ни сохранностью не поспорит с цитаделью в Судаке, однако есть у нее и преимущество: вход сюда бесплатный. Вы можете погулять по каменной стене, насладиться видом на море и сделать красивые снимки. Крепость построили в XIII веке генуэзские купцы, выкупившие у татар часть побережья Феодосийской бухты. Город, получивший имя Кафа, за два столетия расцвел, а цитадель стала практически неприступной. Длина крепости превышала 5 километров, толщина стен достигала 2 метров, а их высота — 11 метров. И неудивительно: нужно было защищать богатые дворцы и популярный тогда рынок рабов.
Есть версия, что именно отсюда по Европе растеклась пандемия чумы. В 1347 году осаждавшие крепость татары стали массово болеть и перебрасывать тела жертв в город. Генуэзцы в страхе бежали на кораблях в Европу, куда и завезли черную смерть.
В XVIII веке крепость стали разбирать на камни, и лишь в XIX веке она получила статус историко-археологического памятника.
Парк с большими старыми деревьями и красивыми клумбами — популярное место отдыха у горожан и туристов. Но это место помнит и расцвет Феодосии в XIV веке, когда она была частью влиятельной Генуэзской республики. Торговый город и порт Кафа прирос множеством сооружений и укреплений, часть из которых была на территории нынешнего парка. До наших дней дошла башня святого Константина.
Удивительное здание с яркой и трагической историей словно попало сюда из другой части света. Шикарную виллу в испано-мавританском стиле в 1914 году построил для своей невесты табачный магнат Иосиф Стамболи. Но грянула революция, Стамболи спешно продал фабрики (только в Крыму их было 10) и вместе с семьей бежал в Турцию, а позже перебрался в Париж. Отношения супругов не прошли испытания, и пара рассталась.
Тем временем великолепная дача попала в руки новой власти и чудом избежала разрушения, чтобы в 1921 году стать санаторием. В годы оккупации здесь был немецкий госпиталь, перед перестройкой — наркологическая клиника, а после — ресторан.
В 2013 году в здании заработал Музей подводной археологии. Власти предпринимали попытки восстановить дворец и открыть экспозицию, посвященную его истории. Часть помещений удалось воссоздать, здесь даже проходили экскурсии, однако сегодня дача снова на замке. Ее обещают полностью отреставрировать к концу 2022 года.
В своё время Айвазовский спас Феодосию от дефицита воды: он спроектировал и построил трубопровод, который бесплатно снабжал всех жителей водой из его имения. В 1890 году благодарные горожане поставили памятник-фонтан в Юбилейном парке и прикрепили к нему цепью серебряную кружку, чтобы любой мог утолить жажду. Во время революции кружка пропала, а к середине 30-х годов перестал работать и фонтан. В 2016 году его отреставрировали, но вскоре вандалы сняли кран, и сегодня попить воды не получится.
Этот уникальный музей стоит посетить даже людям, далеким от живописи. Во-первых, его создал сам знаменитый маринист в собственном доме еще в 1880 году. Неудивительно, что нигде в мире вы не найдете столько работ Айвазовского — более 400 полотен. Во-вторых, достаточно выйти за порог, чтобы сравнить пейзажи с натурой. Особенно вам повезет, если на море будет шторм.
Посещать музей лучше с экскурсией. Так вы узнаете удивительную историю жизни Ивана Айвазовского, для которого родная Феодосия стала и музой, и приёмной дочерью. Так, художник спас соотечественников от «водяного голода» и пролоббировал строительство железной дороги. Город отплатил ему взаимностью: в 1930 году у входа в галерею установили бронзовый памятник гению.
Внимание: сейчас главный корпус музея закрыт на ремонт, который продлится до конца 2022 года. Однако работает второй корпус, где можно увидеть работы учеников мариниста, а также его собственные произведения на библейские и мифологические темы.
Старейший провинциальный краеведческий музей России был открыт в 1811 году в заброшенной мечети. Основой экспозиции стала коллекция древностей феодосийского купца Джеварджи, выкупленная городом. Первые посетители рассматривали каменные плиты с надписями из развалин средневековой Каффы и античные артефакты. Сегодня же здесь можно узнать об истории всего юго-восточного Крыма: от первобытно-общинного строя до Великой Отечественной. А также — о древнем городе Феодосия, который стал генуэзской Кафой, а затем вернул античное имя. Есть и отдел природы, где можно изучить подводный мир Черного моря, и зал «Караимская слобода» с предметами быта одного из древнейших народов России.
Интересна и история самого музея: его становлению помог всё тот же художник Иван Айвазовский, который в 1871 году построил новое здание на холме Митридат с видом на город. Увы, этот корпус разрушила Великая Отечественная война, и в 1988 году древности разместили в изящном здании начала ХХ века.
Писатель-романтик Александр Грин жил в этом доме с 1924 по 1929 годы и написал здесь немало произведений, среди которых романы «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам». Но даже если вы не поклонник его творчества, зайдите — особенно если путешествуете с детьми. Его оформление впечатляет: советский художник Савва Бродский превратил дом в символический фрегат с комнатами-каютами, украшенными моделями парусников, картами и прочими морскими атрибутами. При этом кабинет писателя воссоздали в изначальном виде. В его стенах легко можно представить, как весь этот фантазийный мир по букве проявлялся на листах бумаге.
В экспозиции — личные вещи Александра Грина, письма, рукописи, документы, книги и предметы быта. Жемчужина коллекции — энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, первая книга, купленная писателем в Феодосии.
Музей открыт в июле 1970 года, а в 1981 году его фасад украсило объемное декоративное панно «Бригантина», которое и сейчас служит отличным фоном для фото.
Необычный музей для влюбленных в небо. В трех залах история воздушного спорта в мире и в нашей стране рассказывается через тысячи экспонатов: настоящие модели дельтапланов разных лет и макеты, фото и документы, связанные с полетами.
Музей создан в 1970 году. Изначально — не в Феодосии, а в поселке Планерское, недалеко от горы Клементьева, где впервые взмыли в небо легкие аппараты (кстати, там можно полетать и сейчас). Учреждение пользовалось популярностью, и в 1988 году экспозицию перевезли в здание бывшей музыкальной школы в центре Феодосии. К счастью, перестройка не загубила музей: в 1990 году он стал частным и снова открыл двери.
Кстати, другое название этого места — Музей свободного полета им. Константина Арцеулова. Это внук художника Айвазовского и советский летчик, который одним из первых начал собирать материалы по истории отечественного воздухоплавания.
Небольшой бесплатный музей при детской художественной школе. Автор знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница», прогремевшей на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, жила в доме, от которого остался лишь фасад с лепным карнизом. Благодаря активистам, выступающим против полного разрушения особняка, стену вписали в новое советское здание. В 1985 году здесь открыли музей скульптора, напоминающий мастерскую. В экспозиции — эскизы к самой известной работе мастера и другим монументам, фотографии, личные вещи и инструменты. Посетители отмечают, что основателям и сотрудникам удалось сберечь дух места, интересно рассказать историю жизни и творчества Веры Мухиной. К примеру, здесь вы узнаете, что она приложила руку к созданию вездесущего граненого стакана и придумала форму советской пивной кружки.
Не путайте с одноимённой горой в Керчи. Строго говоря, это не гора, а холм высотой всего 55 м, но с него открывается один из лучших видов на Феодосию.
Это место, как и многие в городе, связано с художником и общественным деятелем Иваном Айвазовским: именно он дал возвышенности имя и в 1871 году построил здесь новое здание Музея древностей. Увы, его разрушила Великая Отечественная война, и сегодня на холме стоит памятник бойцам Феодосийского десанта.
На смотровой площадке можно сделать красивые снимки с видом на залив, порт, Генуэзскую крепость или исторические районы города, фрагменты средневековых укреплений.
История маяка, пожалуй, интереснее самого строения. В конце 1890-х годов жена действительного статского советника Евдокия Рукавишникова привезла в Феодосию смертельно больного туберкулезом сына. Крымский воздух оказался столь полезным, что юноша пошел на поправку. Он свел знакомство с капитанами, которые однажды поведали об опасном мысе cвятого Ильи, где в один год разбились два парохода. Услышав это, благодарная мать решила подарить городу маяк. Она заложила дачу, а недостающие средства прислал муж. В деревянной будке установили передовой аппарат шведской системы Линдберга. Маяк заработал в 1899 году. Моряки предлагали Евдокии Николаевне назвать сооружение её именем, но получили отказ.
В 1912 году Ильинский маяк был перестроен, а в 1941 году — разрушен неприятелем. Современное здание появилось только в 1955 году. Обратите внимание: путь к маяку проходит по пустынной местности, а само строение огорожено забором, так что близко не подойти. Однако здесь можно сделать отличные с
Необычное для этих мест здание сохранилось с 1623 года: пятничную мечеть построили на средства турецкой общины по образцу стамбульских храмов. Кстати, Феодосию, носившую в то время имя Кафа, нередко сравнивали со столицей Османской Империи.
Когда в конце XVIII века Крым вошел в состав Российской империи, здание перепрофилировали под католическую армянскую церковь. Только в конце ХХ века оно снова стало мечетью. Советские реставраторы восстановили утраченную часть минарета и постарались вернуть сооружению изначальный облик. Действующую мечеть можно осмотреть не только снаружи, но и внутри, если соблюдать правила: не приходить в обед пятницы (это время намаза), надевать закрытую одежду, а женщинам — покрывать голову платком. Кроме того, перед входом нужно снять обувь и отключить мобильный телефон.