Одно из самых известных произведений постсоветской астраханской архитектуры. Пирамидальная форма здания и колонны в виде ацтекских каменных изваяний хранят память тех лет. Но стеклянная пирамида — это не только параллель с древней американской культурой, но ещё и любимый элемент постмодернистов. В этом контексте можно вспомнить знаменитую стеклянную пирамиду во дворе Лувра, построенную в 1989 году. Кстати, в российской архитектуре довольно редко можно увидеть отсылки к произведениям ацтеков. Так что этот астраханский экземпляр — своего рода уникальное произведение.
Изначально здесь было казино «Ацтека». Но в 2009 году на большей части России запретили работу казино, оставив несколько специально отведённых для них мест (Астрахань к ним не относится). Первое время заведение работало подпольно, но уже в 2010 году закрылось. Только спустя 9 лет для дерзкого здания нашёлся новый арендатор. Сейчас здесь работают детский развлекательный центр, ресторан, бар и закусочная.
В облике этого здания ещё чувствуется позднесоветская брутальность, но на первом месте — эклектичность (сочетание разнородных элементов) и попытка соответствовать исторической застройке города. Отсылки к дореволюционному прошлому — черта архитектуры 1990-х годов, которая попыталась полюбить и переосмыслить так называемое буржуазное наследие.
Массивное краснокирпичное здание, немного похожее на крепость, изначально строили для офиса «Банка Москвы». Такая неприступная с виду архитектура, видимо, должна была ассоциироваться у клиентов с безопасностью. По иронии судьбы, в 2023 году место банка заняло подразделение Росгвардии.
Классический пример эклектичной российской архитектуры рубежа 1990-х — 2000-х годов. Объёмный фасад украшает множество декоративных элементов: башни, эркеры, колонны, мансардный этаж со скошенной крышей и, конечно, окна разных форм. Самым популярным материалом для таких построек был красный кирпич.
Понятно, что проектировщики и заказчики архитектуры первого постсоветского десятилетия романтизировали в первую очередь дореволюционные постройки. Но даже невооружённым глазом видно, что это не прямое копирование прошлого, а попытка актуализировать его в настоящем с помощью популярных в то время художественных приёмов постмодернизма, таких как геометризация декоративных элементов, рубленые формы, смелое использование стекла.
Астрахань с Петербургом объединяет не только почитание Петра I, по указу которого в 1717 году была образована Астраханская губерния, но и любовь к стаканизму — архитектурной стилистике, основанной на стеклянных округлых элементах. Это название появилось примерно в 2004 году в Петербурге — тогда губернатором там была Валентина Матвиенко.
Яркий пример астраханского «стакана» — дом 2006 года постройки на улице Бабефа. Если же винно-водочная тема вам не близка, то вы можете ассоциировать семиэтажный стеклянный цилиндр с шахматной фигурой или любым другим предметом на ваш вкус.
Мельком взглянув на это здание, трудно понять, что внутри — торгово-офисный центр. Оно больше напоминает усадьбу эпохи классицизма с парадным полукруглым двором, который в России на французский манер принято называть курдонёром.
Элитарность подчёркнута симметрией фасада и богато украшенным центральным входом — здесь есть что-то от петербургского снобизма и буржуазности. Это не какой-то рядовой магазин с витриной из синего стекла, а настоящий дворец торговли. Кстати, здание неплохо организует перспективу аллеи, ведущей от Кремля к улице Кирова.
С 1924 года по 1960-е на этом месте стоял летний кинотеатр, фасад которого отдалённо напоминал современный проект.
На месте этого гигантского «синяка» в форме сложного многогранника (видимо, серьёзный был удар) должен был появиться яхт-клуб, но что-то пошло не так. В итоге набережную Волги украшают не яхты с белоснежными парусами, а синее тонированное стекло — популярный в 2000-е архитектурный элемент. Однако, кажется, астраханский гранд-отель по размеру и насыщенности цвета опередил всех своих российских конкурентов. Голубой уступчик, голубой изгибчик, голубой фасад!
Сегодня это здание может показаться излишне массивным и дерзким, но архитектор явно понимал, что делал. Во второй половине нулевых в России уже было так много зданий, украшенных синим стеклом, что напрашивалось явление «царь-синяка». И, видимо, это произошло в Астрахани.
Здания постсоветского времени частенько любили наряжаться в откровенные одежды и даже примеряли шляпки — настолько высокой была тяга к декорированию после советского дефицита и так называемой борьбы с излишествами в архитектуре. Довольно примечательную, но далеко не самую элегантную шляпку надел торгово-офисный центр на Кирова. В его головном уборе нет павлиньих или страусиных перьев, зато присутствует мотив модной в то время цилиндрической ротонды с колоннами, украшенной многоступенчатым карнизом.
Перед вами — симбиоз тонированного стекла и классических элементов. Астраханские архитекторы 2000-х как никто в России любили стекляшки во всех их проявлениях. Так что даже реплика здания начала XIX века не обошлась без уверенных витражных вставок в виде лент из синего тонированного стекла.
В советских типовых домах чаще всего не делали мансарды — в постсоветское время архитекторы решили подробнейшим образом отработать эту тему. Тогда мансарды стали расти как грибы после дождя. В здании этого отеля они заняли аж два этажа, но это далеко не предел! Наши опытные читатели видели и больше.
В Астраханской области есть крупное месторождение газа, поэтому многие выразительные и своеобразные местные здания принадлежат Газпрому. Даже если вы не живёте в Астрахани, вам наверняка знакома стилистика газпромовской архитектуры 2000-х годов. Это крупные ломаные формы, обилие тонированного стекла, навесные декоративные фасады — в общем, то, что в России принято называть хай-теком.
Такая архитектура не пытается вписаться в дореволюционную застройку, а, напротив, осознанно контрастирует с ней, заявляет о себе как о яркой индивидуальности. Такой уж была эпоха сытых нулевых, когда эклектизм 1990-х уже поднадоел, и архитекторы искали источники вдохновения в американском постмодернизме 1980-х с его массивной геометричностью и контрастными текстурами.
Любой уважающий себя российский город в 2000-е годы обязательно должен был обзавестись новенькой ротондой. Но лучше — несколькими: в парке, на набережной, у центрального входа в лакшери-апартаменты, рядом с городской администрацией. А главное — на крыше какого-нибудь здания.
Ротондомания не обошла стороной и Астрахань. По всему городу можно обнаружить десятки, а то и сотни трактовок классического античного элемента. Но главная ротонда определённо находится на крыше офиса Газэнергосети. Присутствуют тут и типичные для архитектуры Газпрома фасады цвета металлик.
Не смущайтесь первой букве в названии одного из крупнейших астраханских ТРЦ. Это не ошибка, а маркетинг: гигантская «A» украшает главный вход в царство развлечений и торговли. Этот элемент отличает здание от многих других подобных сооружений по всей России.
Симметричная композиция делает этот проект довольно помпезным — он даже немного напоминает классические постройки. Но в целом это довольно грубое сооружение с привычным синим тонированным стеклом, фасадом цвета металлик и многогранными башнями.
С поистине столичным размахом строили современное здание Астраханского театра оперы и балета. Неудивительно, ведь архитектором был москвич Алексей Денисов. Именно по его проекту в 1990-е годы воссоздавали храм Христа Спасителя — главный кафедральный собор Русской православной церкви.
Конечно, столичный храм — это не авторский проект, а лишь условная копия разрушенного при советской власти здания, выполненного во второй половине XIX века по эскизам известного архитектора Константина Тона. Но визуальная помпезность, свойственная проектам Тона, явно нашла своё место в XXI веке благодаря творческим изысканиям Денисова. Ярко выраженные элементы русского стиля, переосмысленные в постмодернистском ключе (чего только стоят стеклянные треугольные башни!), будоражат художественные вкусы астраханцев. Архитектуру театра либо любят, либо всей душой ненавидят.
Кажется, в этом проекте Астрахань попыталась по уровню помпезности приблизиться к Казани с её Дворцом земледельцев, воздвигнутом чуть раньше, в 2010 году. Размах, конечно, более скромный, но дороговизна и попытка соответствовать дореволюционным соседям чувствуются.
Когда в плотной исторической застройке центра появляется новое здание, следует задуматься, что было на этом месте прежде. К сожалению, часто оказывается, что для создания современной архитектуры потребовалось снести старую. Но здесь произошло иначе: на месте нынешней постройки зияла дыра, похожая на выбитый зуб.
Этот дом-утюг вместе со зданием на улице Максима Горького, 7 формирует новый эклектичный облик набережной Волги. Такая вот современная попытка создать стилистически цельную городскую застройку с отсылками к архитектуре рубежа XIX — XX веков. Попытку можно считать благородной, но проблема в том, что между двумя этими проектами — расстояние в несколько кварталов.
Утюгом здание прозвали из-за необычной формы вытянутого треугольника. Нос постройки украшает цилиндрическая башня с уже привычной нам ротондой, а главная отличительная черта фасадов — длинные балконы с видом на реку.
Пожалуй, роскошнее «Премиум Холла» в Астрахани только здание городского суда, стоящее неподалёку. Классика, конечно, вечна, но кто же мог подумать, что она будет так быстро захватывать российские города! Пока учёные-урбанисты ломают голову над изобретением вакцины от вируса родом из античных времён, нам, простым горожанам, остаётся только стараться уменьшить степень поражения от этой убийственной красоты.
Впрочем, если убрать сарказм, то стоит признать, что вечные всплески классической эстетики — важное культурное явление, без которого сложно представить российскую архитектуру.
В центре Астрахани много выразительных башенок на домах, созданных в середине XX века, в период сталинского ампира. Иногда эти сооружения стилистически перекликаются с башнями кремля. Но в этом доме, который стоит напротив древней крепостной стены и по диагонали от сталинки 1950-х годов, есть отсылки сразу к нескольким эпохам.
Удивляться тут нечему: архитекторы-романтики эры капиталистического романтизма — периода двух постсоветских десятилетий — видели прелесть не в отдельных стилях, а в эстетических переплетениях длиною в века. Такая вот архитектурная «Санта-Барбара» творилась в Астрахани каких-то десять лет назад.
Стеклянный айсберг, о который вдребезги разбиваются все финансовые невзгоды, — возможно, именно такую ассоциацию закладывали архитекторы этого проекта. Острый треугольник, формирующий угол здания, напоминает и нос ледокола, который прокладывает путь среди застывших льдов минувшего мирового финансового кризиса (здание достроили к 2013 году).
Такой дерзновенный угловатый проект вполне укладывается в тренды хай-тека 2000-х, но к середине следующего десятилетия это здание уже выглядело морально устаревшим. Для архитектурной моды, как и для любой другой, критически важна своевременность.
Во многих крупных городах России есть жилые комплексы, напоминающие паруса. Можно сказать, что старт этой моде положила башня Бурдж-эль-Араб, построенная в 1999 году в Дубае. Когда фотографии гигантского «паруса» распространились по всему миру, архитекторам стало сложно отказаться от искушения сделать что-то подобное за тысячи километров от Объединённых Арабских Эмиратов.
В Астрахани повторение дубайского чуда растянулось на десятилетия. Из трёх «парусов» пока достроили только один под названием «Бизань» — так именуется кормовая мачта корабля. Осталось дождаться появления «Грота» и «Фока» — и будет готовый корабль.