Десятка — район, где прослеживается вся история страны в миниатюре. Деревянные дома начала ХХ века, кирпичные дома для работников завода и баня из 1930-х, двухэтажные послевоенные сталинки, мозаичные остановки и панельки брежневской эпохи. В этом гиде от краеведческого проекта «Дворы Астрахани» Десятку показывает Ляйля Гимадеева, которая провела здесь детство у бабушки и дедушки. Это прогулка по району в компании местного жителя, который покажет его секреты и расскажет как устроена местная жизнь. Больше гидов по настоящей Астрахани — на сайте «Дворов», в телеграм-канале и гид-боте.
Добраться в эти места можно автобусом №58 и маршрутками №10, №58с и №66 — просто проложите маршрут в 2ГИС. Выходите здесь — у остановки в виде летающей тарелки.
Когда-то посреди этой остановки росло дерево, которое поливала дождевая вода с крыш. А недавно космическая остановка стала районной достопримечательностью — её сняли в ключевом эпизоде сериала «Очевидное невероятное». Теперь дети со всей округи приходят поглазеть на нее. Правда, водители маршруток используют остановку как туалет, поэтому долгие фотосессии и пикники устраивать не советую.
Эту и другие остановки на острове установил и содержал завод. Все они разные по стилю и исполнению.
С судостроительным и судоремонтным заводом здесь связано очень многое. Например, гуляя по острову, обратите внимание на гаражи: они сделаны из частей списанных кораблей, где-то видны корабельные двери.
Ориентируйтесь на ледоколы «Капитан Чечкин» и «Капитан Букаев»: они пришвартованы здесь круглый год. Рядом с ними узкий проход — вход в парк. В 2021 году в парке прошла реконструкция: убрали советскую сцену, обновили шахматный городок, вырубили часть деревьев. А старый памятник Ленину заменили на новый — меньше и с опущенной рукой.
Ремонт плохой, — но место все равно не утрачивает своей красоты, благодаря широкой Волге, Старому мосту, кораблям и самолетам, которые взлетают и садятся в аэропорт Нариманово напротив.
Чтобы увидеть как выглядел парк до реконструкции, можно посмотреть фильмы, которые частично снимали здесь: «Однажды» Рената Давлетьярова и «День выборов-2» Александра Боршака.
Крутое место с видом на Волгу. Советую прийти сюда летом вечером, посидеть за столиком на улице, понаблюдать за местными жителями. Невероятно колоритно.
В моем детстве здесь также был кабак. Мы ходили сюда с дедом. Дедушка брал себе пиво в большой прозрачной кружке и поднос раков для меня. За рестораном и сейчас есть шахматные столы, и тогда были беседки для шахматистов.
Очередная мозаичная остановка, установленная в 1980-х. Местная жительница вспоминает: «Специалисты приезжали из Москвы по заказу Северо-Каспийского пароходства. Мой сын как раз пошел в первый класс в 1980 году и мы ходили в школу и собирали эти цветные камушки».
В 2021 году мы с друзьями отмыли остановку и вместе с жителями установили там скамейку. Если вдруг увидите там надпись или объявление, сообщите нам в телеграм телеграм. А ещё у «Дворов Астрахани» есть металлический значок-пин с остановкой (450 рублей) — идеальный подарок любителю модернизма. И это не единственный значок с астраханским архитектурным наследием в ассортименте.
На этом доме обратите внимание на советский плакат, изображающий тружеников местного судостроительного завода (инженер в галстуке, сварщица и крановщик) и мемориальную табличку Николаю Ветошникову. «Николай Николаевич Ветошников (1888-1919) — астраханец, рабочий судоремонтных мастерских, организатор и руководитель первых молодежных организаций в Астрахани» — гласит надпись на мемориальной табличке.
Судостроительный и судоремонтный завод — градообразующее предприятие острова. Его история уходит в XIX век. Тогда местные купцы арендовали эти земли у татарской общины из соседнего села Старокучергановка, чтобы строить пристани и судоремонтные мастерские. На острове сложился рабочий посёлок. В 1927 году мастерские стали одним заводом, названным в честь 10-летия Октября.
Завод занимает значительную часть острова и разделён на две части дорогой (над ней — мостик для рабочих). С западной стороны завод выходит на Серебряную Воложку. Там — старые слипы и не менее старые краны 1905 года. Восточная сторона выходит на Волгу. Здесь — цеха и доки.
Обратите внимание на единственную оставшуюся чугунную мусорную урну и доску почета с серпом и молотом. Если успеете, конечно: такие артефакты постоянно исчезают. Например, несколько лет назад при строительстве коттеджей разрушили и, видимо, сдали на металлолом одни из ворот завода завода, установленные ещё в 1927 году.
Большая мозаика на невзрачном здании пожарной части. Сюжет явно не южный, оленей здесь не встретишь. Почему так? Есть предположение, что делать мозаики приехали студенты из Москвы. Возможно они делали их по каким-то шаблонам, а может просто придумывали на ходу.
По левую руку от понтонного моста, к югу — дикая, но красивая набережная (правда, сейчас прогулки по ней могут быть затруднены тем, что часть берега у котельной перегородили). Здесь — дикая природа, самодельные спуски к воде, заросли, где можно встретить, если очень повезет, удода, выдр, цаплю. В июле и августе цветут лотосы. На другой стороне видны мельница, которая качает воду в огороды. Дикая набережная — отличное место, чтобы уединиться. Местные жители любят здесь рыбачить, устраивать шашлыки, пить пиво. А ещё — устраивают субботники и стараются содержать место в чистоте. И я тоже призываю, пожалуйста, не сорите.
По пути (за школой №54) будет дикий пляж, который обслуживают сами жители. Привозят песок и убирают мусор. Летом здесь многолюдно, а зимой с утра можно заметить любителей моржевания. В советское время в школе был клуб закаливания.
Хозяин помещения клятвенно обещал нам сохранить эту старинную вывеску, надеемся, что так и будет.
На этом осмотр главных достопримечательностей острова заканчивается. Можно вернуться в центр. А можно продолжить прогулку, — например, до северного края острова.
Идите на пересечение улицы Коломенской с Продольной — дальше по берегу вдоль Коломенской. Здесь можно увидеть огороды на сваях, мельницу, которая качает в них воду и лодочную станцию. Обращайте внимание на гаражи лодок — они, как и в центральной части острова, сделаны из элементов кораблей. Дома и огороды на сваях видны и на другом берегу. Удивляешься как все это держится, — при этом точно понятно, что так живут очень-очень давно.
Впереди — автомобильный мост, с которого открывается красивый вид в обе стороны в любое время года. Весной — много воды и активное лодочное движение. Летом с моста прыгают дети в воду (не советуем, это опасно). Осенью вода ярко цветет. Зимой — красивые разводы из-за ветров. Иногда можно увидеть как садятся самолеты над Воложкой.