Жилой дом Дарьи Петровны Ананьиной. На рубеже XIX–XX веков Ананьины — одна из наиболее влиятельных семей Архангельска. Основатель династии, торгующий крестьянин Василий Ананьин, переехал в губернский центр ещё в первой половине ХIХ века. Его предпринимательское дело продолжили сыновья, которые впоследствии достигли довольно высокого положения в обществе. Двое из них, Александр и Степан, записались в купеческие гильдии. А Алексей, хотя и числился до конца жизни крестьянином, вышел на первое место в городе по торговле хлебом и стал одним из богатейших людей Архангельска.
Степан Ананьин в 1874 году для своей семьи приобрел участок земли на углу Псковского проспекта (сейчас проспект Чумбарова-Лучинского) и Соборной улицы (сейчас улица Карла Либкнехта). Большой двухэтажный дом с мезонином, который до сих пор стоит на этом месте — точная копия того, который стоял здесь с 1875 года. После смерти Степана Ананьина дом перешел к его жене Дарье Петровне Ананьиной.
Копия жилого дома почетного гражданина г. Архангельска Якова Ивановича Лейцингера.
Яков Лейцингер (1855—1914) — один из первых фотографов Архангельска и один из самых прогрессивных его градоначальников. После переезда в 1881 году в Архангельск открыл фотостудию в собственном доме на Псковском проспекте (сейчас проспект Чумбарова-Лучинского). Четырежды избирался главой города. При нём в Архангельске появился водопровод, пожарная дружина, пошел первый трамвай. Благодаря фотографиям Лейцингера можно увидеть жизнь дореволюционного Архангельска.
Старинный особняк, уникальный памятник городской архитектуры второй половины XIX века. Здесь собирался цвет предпринимательства, протекала вся культурная жизнь Архангельска. Именно здесь в 1898 году состоялся бал по случаю открытия Северной железной дороги, а также проходили самые крупные благотворительные вечера конца ХIХ — начала ХХ в. Именно в этом доме провозгласили советскую власть на Севере.
В 1987 году после переноса здания на пр. Чумбарова-Лучинского и его реставрации было принято решение об организации в нем Дома пропаганды памятников истории и культуры Архангельского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
Название «Марфин дом» — дань уважения бывшему руководителю Архангельского ВООПИиК Марфе Ивановне Меньшиковой. После смерти Марфы Ивановны в 2001 году горожане назвали дом ее именем.
Памятник посвящен герою сказок Степана Писахова — Сене Малине.
Уходя на промысел, поморы обязательно брали с собой сказителя, который скрашивал однообразие их быта. Хорошие сказители пользовались большой популярностью. Отдавая дань всем северным сказителям, Писахов рассказывает свои сказки от лица обычного поморского крестьянина — Сени Малины.
Сеня Малина — это не просто собирательный образ, благодаря исследованиям выяснилось, что герой сказок Писахова жил на самом деле. Он рассказывал множество историй, вставляя в рассказы свои выдумки. Сене Малине посвятили одну из экспозиций в музее народных промыслов и ремесел Приморья.
Архангельский театр кукол был основан в 1933 году группой молодых ленинградских актеров. Творческий взлёт и широкое признание пришлось на конец 80-х, когда труппу, а затем и театр возглавил его нынешний художественный руководитель Дмитрий Александрович Лохов.
В 1996 году Архангельский театр кукол первым в стране стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Рождественское представление «Вертеп» получило «Маску» в номинации «Лучший спектакль театра кукол». Через семь лет на «Золотую Маску» в нескольких номинациях был выдвинут спектакль «Хамлет — датский принц», кукольный трагифарс для взрослых зрителей.
В 2015 году началась реконструкция здания, по замыслу строителей фасад остался прежним, а внутри здание обновилось. К 85-летию театра в 2018 году реконструкция была завершена, и в жизни театра начался новый этап. Сегодня в репертуаре театра более 40 спектаклей, из них 9 — для взрослых зрителей.
Александр Алексеевич Борисов — живописец с мировым именем, ученик известнейших пейзажистов Ивана Шишкина и Архипа Куинджи. Борисов был первым полярным художником, основоположником художественного освоения Арктики.
В музее собрали около 400 работ Борисова. Сам же музей располагается в памятнике архитектуры XVIII–XIX вв. — «Торговом здании с каретным сараем», который входит в градостроительный ансамбль «Городская купеческая усадьба Шингарёвых-Плотниковых».
Единственная усадьба, представляющая собой исторический уголок старого города, один из самых интересных архитектурных памятников Архангельска, поскольку здесь сохранились все интерьерные решения конца XIX века — изразцовые печи, инкрустированный паркет, расписные плафоны и лепнина на потолке. Дом начал строиться еще в конце XVIII века. На первом этаже располагались торговые лавки и кладовые. Второй этаж был жилым.
Сегодня в усадьбе расположен музей с главной экспозицией «Русское классической искусство XVIII–XX вв.».
У этого храма особый, неповторимый облик. Высокие стрельчатые окна украшены ажурными решетками. По стенам — каменное узорочье, цветная роспись. Его алтарь ориентирован необычно — не на восток, а на юг.
Это самый «юный» среди уцелевших в советское время храмов: был заложен в 1904 году. Принадлежал подворью древнего Николо-Корельского монастыря (основан около 1598 г.).
Музей располагается в здании бывшего морского вокзала и между двумя пристанями: бывшей Соборной (ныне Красной) и так называемой пристанью Дальних экспедиций. Эта пристань стала легендарной в истории освоения Арктики благодаря знаменитым экспедициям Седова, Вилькицкого, Шмидта. Здесь же находились таможенные склады.
Музей был создан в 1970-е годы моряками Северного морского пароходства. Основная экспозиция музея рассказывает об истории русского мореплавания в Арктике и полярных экспедициях, которые снаряжались в Архангельске, начиная с морского устава, написанного Петром I. Интересная часть выставки — оформление — стилизовано под парусник, пробирающийся сквозь огромные льдины.
Рядом с музеем разместился комплекс, посвященный морской истории Севера России: бюсты исследователей Арктики, корабельные пушки, якоря, установка для бомбометания, бакены, ахтерштевень.
Музей расположен в памятнике архитектуры XVIII века. Здание было построено в 1786 году по типовому проекту жилого дома, неоднократно горело, несколько раз его перестраивали, подправляли, реконструировали. Оно никогда не использовалось по назначению. Первоначально здесь размещалась Банковая контора, далее — Променная контора, Коммерческий банк, затем городская таможня.
С начала 80-х годов Особняк находился на реставрации. В 1998 году в музее открыли экспозицию «Портрет в старинном интерьере», которая дает возможность проследить смену художественных стилей в развитии интерьера конца XVIII – начала XX вв. Пять залов особняка – портретная и мужской кабинет, голубая гостиная, будуар и столовая перемещают нас в давно ушедшее время.
Именно этот памятник Петра I изображен на купюре 500 руб. Петр в мундире офицера Преображенского полка возглавляет русские войска, побеждающие в Полтавской битве. В левой руке Петр держит подзорную трубу, правой опирается на трость.
Бронзовую статую установили в 1914 году. Сегодня она входит в реестр памятников России, охраняемых государством.
12-метровый гранитный монумент, на постаменте которого закреплена табличка с текстом Указа о присвоении Архангельску почетного звания «Город воинской славы» и установлено четыре барельефа с изображением вех военной истории Архангельска. Вершину стелы украшает позолоченный герб Российской Федерации.
Особенность стелы — символические носовые части кораблей на постаменте. Они характеризуют Архангельск как «город морской славы России».