Вы давно или никогда не были в Москве, а теперь вы здесь, — но всего на несколько часов. У вас пересадка между Домодедово и Шереметьево (или наоборот). Кажется, что при таком раскладе ничего не увидеть. Но у 2ГИС и Аэроэкспресса есть план: как по пути между аэропортами посмотреть главное в центре столицы — и даже пару потаенных уголков.
Наша экскурсия проходит вдоль Замоскворецкой (зеленой) ветки. Часть пути проедем на метро (между «Белорусской» и «Тверской», «Новокузнецкой» и «Павелецкой»). Часть — 5–6 километров между «Тверской» и «Новокузнецкой» — пройдем пешком. Всего прогулка займет несколько часов. По пути подскажем пару мест, где можно недорого и интересно поесть.
Если вы едете из Шереметьево до Домодедово, то читайте эту подборку с начала. Если вам наоборот нужно из Домодедово в Шереметьево, — читайте с конца. А если у вас долгая пересадка в одном аэропорту — вы все равно можете сгонять Аэроэкспрессом в город и обратно, чтобы воспользоваться нашим гидом.
Если вы едете из Шереметьево в Домодедово, то наша экскурсия начнется с пересадки с Аэроэкспресса на зеленую ветку метро на «Белорусской» (в сторону «Алма-Атинской»). А если из Домодедово в Шереметьево, то на «Белорусской» экскурсия заканчивается пересадкой на Аэроэкспресс.
Станция 1938 года отделана мрамором нескольких сортов. Так архитекторы добивались ощущения подземного дворца. Это не случайное сравнение. «Дворец для народа!» — девиз строителей московского метро: до середины 1950-х, когда началась борьба с архитектурными излишествами. Под столицей строили не просто подземку, а храм социализма колоссальных масштабов, с пантеонами героев, мраморными колоннами, фресками и витражами. «Белорусская» — не самая роскошная из сталинских станций: «Комсомольская», «Площадь революции», «Киевская», «Новослободская», «Арбатская» и «Маяковская» обычно впечатляют больше.
Белорусскую тему поддерживают орнаменты в верхней части пилонов и арках перехода на кольцевую линию.
Станция открылась в 1938 году, став первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Это проект молодого архитектора Алексея Душкина. Он построил и станцию «Площадь Революции», и «Детский мир» на Лубянке, и сочинский вокзал, и многое другое на земле и под землей. Такой «Маяковской» могло и не быть: за пару лет до её строительства Душкин был арестован и его спас только случай — настойчивое желание иностранной делегации, которая осматривала первые станции московского метро, познакомиться с авторами.
Проект «Маяковской» получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. На фоне других сталинских станций «Маяковская» выглядит лёгкой и футуристичной, в ней больше ар-деко, чем классицизма. Главная тема — небо: даже стальные ленты для отделки выполнены на заводе «Дирижаблестрой». А на мозаичных панно по эскизам Александра Дейнеки в небо устремлены не только не только самолёты, но и лыжники, и игроки в мяч.
Фотографируем мозаики и едем дальше.
Если вы едете из Шереметьево в Домодедово — время выходить. Если наоборот — то пора спускаться.
Место концентрированной истории. С конца XVI века на месте нынешней площади были Тверские ворота Белого города (его границы станут Бульварным кольцом). Через ворота шла дорога на Тверь и дальше на Великий Новгород. Во время революций 1905 года и 1917 года площадь была местом крупных боев. Тогда она называлась Страстной — по находившемуся здесь древнему Страстному монастырю. Пушкинской она станет в 1931 году — к столетию гибели поэта. В те же годы Страстной монастырь снесут.
Начиная с перестройки площадь — место массовых митингов. А в 1990 году тут открылся первый в СССР «Макдоналдс» вошедший в историю многочасовыми тысячными очередями на морозе.
Сосед конструктивистского здания «Известий» — дом книгоиздателя Сытина, построенный в 1906 году в стиле модерн. На первом этаже был книжный магазин, на втором жил и принимал у себя в гостях Горького и Куприна сам Сытин.
Архитектором проекта был корифей московского модерна Адольф Эрихсон, конструкции разработаны инженером Владимиром Шуховым (тем самым, который с башнями), декор сделан по эскизам художника Ивана Билибина.
В 1979 году, чтобы дать больше простора для пристройки к «Известиями» дом Сытина передвинули на 30 метров — здание при этом сильно пострадало.
Это здание с готическими тонкими башенками — пинаклями — построено в 1930-е годы на месте снесенного классицистского храма Дмитрия Солунского с уникальной шатровой колокольней XVII века.
Угловую башенку раньше украшала статуя девушки. За это москвичи прозвали здание «дом под юбкой», а также любили игриво шутить на тему отношений девицы с Пушкиным по соседству. Но скульптура быстро начала разрушаться, поэтому уже в 1950-е ее убрали.
В подвальчике «дома под юбкой» неброско располагается, кажется, самый знаменитый независимый книжный магазин страны. С открывшимся в 2002 году «Фаланстером» сравнивают все прочие несетевые книжные магазины страны, стремящиеся к непопсовому ассортименту.
Классицистский дворец напротив Тверской площади построен в 1782 году архитектором Матвеем Казаковым — градостроителем, который определил лицо города в екатерининскую эпоху и умер в 1812 году после вестей о пожаре Москвы. До революции здесь была резиденция генерал-губернаторов, а после — Моссовет. До надстройки в 1940-е годов дом был трёхэтажным. Сейчас дом занимает мэрия Москвы.
Это одно из зданий, которые во время во время реконструкции Тверской в конце 1930-х годов перенесли, чтобы соответствовать новой красной линии расширившейся улицы. Операцию осложняли и конструкция здания, и возраст, и необходимость сохранить подвал с архивом. 20-тонное здание передвигали по рельсам при большом скоплении прессы и зевак, не прерывая работы служащих внутри. Как передвигали дома? Встраивали в них снизу стальную раму на катках, под которыми прокладывались рельсы.
В Брюсовом переулке скрывается храм Воскресения Словущего. Этот храм построен в 1630-е годы, а в XIX веке обзавёлся трапезной и новой колокольней. Храм — один из немногих, которые не были закрыты в советское время, поэтому сохранил интерьер. Здесь хранится икона «Взыскание погибших», которую верующие считают чудотворной. Перед этой иконой Марина Цветаева венчалась с Сергеем Эфроном.
Викторианская Англия посреди Москвы — неоготическая англиканская церковь в Вознесенском переулке. Община британских купцов появилась в Москве ещё при Иване Грозном. А церковь построена в конце XIX века на деньги магната Роберта МакГилла — дом пастора рядом построила уже вдова Джейн МакГилл в память о муже.
Во время революции с башни большевики палили из пулемёта. А победив, устроили в церкви склад и общежитие, позже — студию звукозаписи: пригодилась акустика, но орган, интерьер и витражи пропали. В 1990-е в здании возобновились службы англиканской церкви — Елизавета II лично попросила Ельцина.
Здесь можно послушать орган (на воскресных службах и регулярных благотворительных концертах). Если ничего не происходит, но ворота открыты, — просто побродите вокруг, поразглядывайте архангелов над входом, выбоины от (возможно) пуль Гражданской на кирпичах церкви и геральдические символы Англии, Шотландии и Ирландии (розу, чертополох, клевер) на стене дома пастора.
В начале главной улицы Москвы скрывается ее главный секрет. Входишь в арку сталинки на Тверской — и будто оказываешься в другом городе: в мрачном дворе заперто огромное нарядное здание с башенками, узорными изразцами и облицовкой цвета морской волны. Это — Саввинское подворье, построенное в 1907 году как своего рода бизнес-центр с отелем при Савво-Сторожевском монастыре. Один из лучших московских образцов псевдорусского стиля с элементами барокко — до реконструкции Тверской оно было одной из её доминант. При реконструкции же здание решили не сносить, а передвинуть, — так оно оказалось целиком запрятано внутри квартала. За ночь дом в 23 тысячи тонн переехал по рельсам вместе с жильцами на 50 метров (многие даже не проснулись).
Загляните в барочные внутренние дворики и обратите внимание на стеклянные «соты» над дверью в арке во внутреннем дворе. Это — дутые стеклянные кирпичи системы Фальконе, характерный элемент дизайна той эпохи, а сейчас — раритет.
Не единственная Красная площадь страны (их у нас десятки: от Выборга до Ижевска, от Таганрога до села Выкса), но точно самая главная. Площадь появилась в XV веке, а устойчиво называться «Красной», — то есть, главной, — стала с XVII века. До этого площадь называли, например, Пожар (смысл здесь — не про огонь, а про пустое, открытое место).
Именно здесь в начале XIX века поставили первый большой скульптурный памятник Москвы — памятник Минину и Пожарскому, которые изгнали польских интервентов и окончили Смутное время. Правда изначально он стоял центральнее, а позже его передвинули, чтобы он не мешал главной функции площади начиная с советских времён: место для парадов и демонстраций.
Историческое название этого места, торг на котором идёт со средневековья, — Верхние торговые ряды. Нынешнее здание построено после наполеоновского пожара. А в конце XIX века перестроено в пассаж с прозрачной крышей в парижском вкусе.
После революции здесь были конторы и квартиры деятелей правительства, но в 1950-х торговля вернулась: ряды отреставрировали и дали новое название — Государственный универсальный магазин.
Сейчас ГУМ стал собранием дорогих бутиков, но не забывает о своей истории: на третьем этаже работает знаменитая столовая с реконструированным советским антуражем и ностальгической едой: сельдь под шубой, торт «Прага», котлета по-киевски, пирожное-корзинка с кремовыми розовыми розами. Посадочных мест много, но голодных — ещё больше, поэтому очереди тоже почти советские: готовьтесь отстоять минут 15. Сама еда — без особых претензий, но и без особых восторгов. С другой стороны, где ещё в центре Москвы вы сможете съесть на завтрак кашу рублей за сто?
С объектом всемирного наследия ЮНЕСКО все непросто.
Во-первых, мы не задумываемся, что это благолепие возведено в честь захвата и разорения Казани. Основа храма построена в 1550-х то ли псковскими, то ли итальянскими мастерами. А вот то, что Иван Грозный ослепил авторов шедевра, чтобы они не смогли повторить, — скорее всего легенда.
Во-вторых, храм на самом деле называется Собором Покрова Богородицы, что на Рву. Народное имя появилось в конце XVI века, когда в храм перенесли мощи юродивого Василия Блаженного, которого уважал и боялся сам Грозный. Тогда же изначально строгий собор увенчали фигурными главами. Попробуйте взглянуть на них как впервые: это фантастическое зрелище, которое очарованные сравнивали с букетом цветов, а скептики (Ле Корбюзье) с «бредом пьяного кондитера».
В-третьих, это не одна церковь, а 10. Поэтому внутри — тесный лабиринт (вход — 500 руб.; льготный — 250 руб. или бесплатно; иностранным гражданам — 1000 руб.).
Если вы едете из Домодедово в Шереметьево, то наша экскурсия начнется с пересадки с Аэроэкспресса на зеленую ветку метро на «Павелецкой». Выходим на следующей — «Новокузнецкой» и идем пешком. А если вы едете из Шереметьево в Домодедово, то на «Павелецкой» нужно пересесть на Аэроэкспресс. Если есть время, можно перекусить в ТЦ «Павелецкая Плаза», — например, бургерами в #Farш или пельмешками в другой уважаемой сети — «Лепим и варим».
Станция «Павелецкая» открылась одновременно с «Новокузнецкой» в 1943 году. Из-за войны проект воплотили с изменениями. Предназначавшиеся «Павелецкой» мозаики оказались на «Новокузнецкой». С ними «Павелецкая» была бы похожа на «Маяковскую», — одну из самых красивых станций Москвы. Южный вестибюль «Павелецкой» изначально стоял отдельно, но при реконструкции вокзала оказался внутри него. Мраморная мозаика на стене за эскалатором когда-то изображала фанфарный салют Сталину, но после развенчания культа личности фанфаристы просто радуются жизни.