Улица Рубинштейна — имя нарицательное: на отрезке меньше километра уместилось около полусотни баров и ресторанов на любой вкус.
Гений места способствует: здесь, в доме №23, полжизни провёл Сергей Довлатов, о чём свидетельствует памятник рядом. «Улица Рубинштейна, где я прожил 36 лет, считалась веселой и опасной. Семь ближайших винных магазинов формировали ее живописный облик», — записал Довлатов.
В 2010-х Рубинштейна стала главной барной улицей города. Впрочем, местные скорее всего скажут вам, что этот питейный аттракцион стал слишком туристическим — и посоветуют прогуляться до «квартала писателей»: скопления баров на Некрасова и Белинского (идти от Рубинштейна — минут двадцать).
В 1929–1931 годах молодые писатели и инженеры построили этот дом на паях, чтобы отринуть старый быт и зажить коммуной. В доме не было кухонь, зато была общая столовая, общие душевые и даже общая вешалка на первом этаже. Идеи общего быта в конце 1920-х владели умами архитекторов-конструктивистов по всей стране.
Обитатели дома довольно быстро заскучали по домашней еде и прочему мещанству, устали от плохой звукоизоляции и протекающих стен. Дом прозвали «Слезой социализма». Только в 1960-е годы перепланировка подарила жильцам кухни и санузлы.
Самая знаменитая обитательница «Слезы» — поэтесса Ольга Берггольц, «блокадная муза» и автор фразы «Никто не забыт, ничто не забыто».
«Слезу социализма» Берггольц называла «самым нелепым домом в Ленинграде». Несмотря на это многие его жильцы сегодня — «слезинцы» уже в третьем поколении.
Пять углов — неофициальное название перекрёстка в центре Санкт-Петербурга, образованного пересечением Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова. То самое место, где получил по морде Саня Соколов у Высоцкого. Пять углов вообще часто упоминаются в песнях: от «Алисы« до «Чижа&С».
Главный дом Пяти углов — доходный дом Иоффа с башенкой — построен в 1914 году архитектором Александром Лишневским, больше всего известным Домом городских учреждений, кишащим химерами, пауками и грифонами.
В 1930-е годы в башне жили астрофизик Матвей Бронштейн (арестованный и растрелянный в 1937 году) и его жена писательница Лидия Чуковская — в гости к ней приходила Анна Ахматова. Сейчас в башне — мастерская художника Сергея Сёмкина.
Дом интересен со всех сторон — у него есть ещё и двор-колодец примечательной формы (правда, ворота закрыты).
Во внутренних дворах улицы Правды (от дома № 8 до дома № 2) прячется секретная достопримечательность, о которой не знают даже некоторые местные: металлические скульптуры и барельефы, изображающие героев сказки «Волшебник Изумрудного города». По вымощенной жёлтым кирпичом дорожке, из двора во двор, можно пройти такой же путь как Элли с Тотошкой. А по пути увидеть Железного Дровосека, Страшилу, Льва, Людоеда и злую Бастинду, саблезубых тигров, летучих обезьян и прочих. Сам волшебник Изумрудного города представлен в виде большой цветочной клумбы, поэтому лучше всего готов к аудиенции летом. Двор появился в 2007 году.
Если все проходы во двор закрыты, подождите, когда кто-нибудь выйдет или войдёт. И проскользните за ним нахально, как ворона, атакующая Страшилу, или спросите разрешения осмотреть двор вежливо, как Элли на приёме у Гудвина.
С начала 2000-х в доходном доме барона Ивана фон Бессера — торговый комплекс «Владимирский пассаж». До перестройки под комплекс заброшенное в 1990-х здание было в критическом состоянии: фактически от него остался только фасад.
Для здания это была уже не первая радикальная перестройка: для барона фон Бессера его перестроили в 1904 году в стиле финской школы северного модерна из здания 1837 года. Кто сделал это? Спорный момент, но многие сходятся на том, что это был финский архитектор Карл Аллан Шульман.
До наших дней сохранилась редкая для этого города открытая галерея-балкон, обильные растительные орнаменты, многочисленные совы и необычные «атланты», больше напоминающие сказочных существ. На фасаде можно увидеть герб Санкт-Петербурга, а над аркой — герб самого домовладельца.
Непримечательный на вид доходный дом в стиле классицизм построен в 1839 году и принадлежал почт-директору Федору Пряничникову (в некоторых источниках — Прянишникову). Известен дом тем, что здесь жил Фёдор Михайлович Достоевский. В городе он успел пожить в двух десятках мест, но именно здесь — дольше всего: с 1842 по 1845 года. Здесь написаны «Бедные люди» и «Двойник».
Квартира писателя была на втором этаже, окнами выходила в Графский переулок. Соседом Достоевского по квартире был врач и друг Алексей Ризенкампф. Пациентов Ризенкампф принимал дома, большая часть из них была бедняками. Считается, что именно с них во многом Достоевский и списал свой непарадный Петербург.
Следующим адресом, куда переехал Достоевский, стала квартира на углу Кузнечного переулка, 5 и нынешней улицы Достоевского, 2 (совсем недалеко).
Один из лучших образцов северного модерна в городе — этот массивный доходный дом с ассиметричным фасадом и характерной грубой отделкой из разных видов камня, штукатурки и вставок из глазурованной керамической плитки. По всему фасаду — удивительные фольклорные каменные орнаменты: сказочные рыбы на проеме ворот, глаз под эркером, солнце на фасаде, вороны и прочие. Дом построил для себя в 1906—1907 годах архитектор Алексей Бубырь совместно с архитектором Николаем Васильевым, который отвечал за фасад.
Также дом прославился тем, что в 1970-1980-х годах здесь было кафе «Эльф», одна из главных площадок ленинградского андеграунда. Садик, где часто сидели гости кафе, прозвали «эльфийским». Здесь бывали Олег Гаркуша, Виктор Цой, Борис Гребенщиков и Алексей Башлачев. Сейчас в саду можно увидеть столб с указателями знаковых для неформальной культуры советского времени мест: от Камчатки до Ротонды на Гороховой.
Здание из золотистого кирпича с остроконечной башней бросается в глаза — и многим напоминает готические постройки. Это не случайно: оно и задумано как «классический образец кирпичной северогерманской готики». Здание построено в 1899–1902 годах архитекторами Германом Гримм и Густавом фон Голи на средства Общества религиозно-нравственного просвещения — поэтому здесь до революции располагались бесплатная библиотека, приходская школа и книжный склад.
В советское время над первым этажом чудом сохранилось мозаичное панно с надписью «Троицкая школа и книжный склад Общества распространения религиозно-нравственного просвещения».
Кстати, в здании и сейчас работает районная библиотека, открывшаяся еще в 1928 году.
Намеренно олдскульный музей истории полярных исследований. Самолёт-амфибия, череп мамонта, диорамы, инструменты, которыми хирург Рогозин в антарктической экспедиции сам вырезал себе аппендицит и другие занимательные штуковины.
Но самое поразительное — то, что музей устроен в здании бывшей Никольской единоверческой церкви. Поэтому чучела пингвинов и белых медведей в окружении узнаваемых ампирных церковных интерьеров создают сюрреалистический эффект. А настенная роспись, посвящённая счастливому быту советских полярников, его довершает.
Построенный архитектором Николаем Никоновым в 1900 году доходный дом в неорусском стиле называют «домом из русской сказки» или «пряничным домиком». Красный кирпич, кокошники, разноцветные майолики и изразцы с растительным орнаментом — разглядывать обильный декор можно долго. Если из ворот во двор в это время выйдут жильцы, попросите их пустить вас внутрь: там тоже сказочно, — особенно впечатляет кирпичная башня.
Петербургские дворы — это вообще отдельная и очень важная история. В подборке «Дворы-колодцы» рассказываем про самые интересные — и как в них попасть.