В последние годы этот район считается эпицентром барно-ресторанного гедонизма и гламура. Поэтому мы покажем не только самые красивые особняки эпохи модерна, булгаковские и пелевинские (да!) места, но и гастрономические достопримечательности. И подскажем, где в этих модных кварталах хорошо посидеть с кофе или вином — и не разориться.
Подборка от редакции 2ГИС.
Станция открылась в 1938 году, став первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Проект молодого архитектора Алексея Душкина (он строил и «Площадь Революции») получил гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
На фоне других сталинских станций «Маяковская» выглядит лёгкой и футуристичной, в ней больше ар-деко, чем классицизма. Главная тема станции — небо: даже стальные ленты для отделки выполнены на заводе «Дирижаблестрой».
Своды украшены мозаичными панно по эскизам Александра Дейнеки. Панно поддерживают главную тему: не только самолёты и парашютисты, но и лыжники и игроки в мяч на них устремлены вверх, в небо.
Во время войны станция использовалась как бомбоубежище — и защищённый от бомб зал для торжественных собраний.
Музей открыли в 2007 году в легендарной квартире № 50 по адресу Большая Садовая, 10. Здесь Михаил Булгаков жил с 1921 по 1924 год. Образ квартиры увековечен во многих произведениях писателя, а седьмая глава знаменитого романа «Мастер и Маргарита» так и называется — «Нехорошая квартира» (в нашем путеводителе есть отдельная прогулка по местам из романа «Мастер и Маргарита»).
«Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу», — так самоиронично Фёдор Шехтель, самый важный архитектор московского модерна, писал Чехову про этот особняк, который он постоил для себя и своей семьи. Причудливая форма здания повторяет неправильную форму участка, доставшегося архитектору.
С 1950-х годов в прекрасно сохранившихся интерьерах особняка обитает посольство Уругвая. В Международный день памятников и исторических мест (18 апреля) в посольстве бывает день открытых дверей.
Патриаршие пруды — на самом деле один пруд и сквер вокруг. Как обычно бывает в Москве, история места зашифрована в названиях окружающих переулков. Большой и Малый Козихинский переулки напоминают, что когда-то на месте Патриарших было Козье болото. В XVII веке здесь поселился патриарх Иоаким, а на месте болота обустроили пруды — разводить рыбу к патриаршему столу. Прудов было три — об этом напоминает Трёхпрудный переулок.
Здесь начинается роман «Мастер и Маргарита». Об этом напоминает знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами» со стороны Большого Патриаршего переулка.
В последние несколько лет Патриаршие обычно упоминаются как эпицентр барно-ресторанной тусовочной жизни столицы. Точнее — один из двух: более пафосный и дорогой — Патриаршие, более молодой и веселый — Китай-город.
Помпезный дом со львами и колоннами в Ермолаевском переулке похож на дворянскую усадьбу, — но на самом деле построен для высших военачальников СССР в 1945 году. Всего в генеральском доме 6 квартир.
Архитектура спорная, — например, представитель следующего архитектурного поколения — лаконичного советского модернизма — Феликс Новиков называл этот дом проявлением «ложной монументальности, подлинного мещанства».
Дальше — ещё более спорное здание — построенный в 2002 году элитный жилой дом «Патриарх», увенчанный моделью башни Татлина и щедро утыканный аллегорическими скульптурами из стеклопластика под камень. Это — проект от создателя не менее знаменитого московского «Дома-яйца» Сергея Ткаченко.
«Патриарх» — один из символов так называемой «лужковской архитектуры» или «капиталистического романтизма», часто высмеиваемой за наивную претенциозность и пошлость. Местные журналисты любят включать дом в список самых уродливых зданий столицы, — впрочем, некоторые архитектурные критики увидели в проекте «антибуржуазную насмешку».
Двухэтажный особняк в неоготическом стиле — работа Фёдора Шехтеля. Русский предприниматель и меценат Савва Морозов построил его для своей жены в 1898 году. Здание роскошное, — как и вообще всё, что принадлежало Зинаиде Морозовой, которая не стеснялась затмить длиной шлейфа саму императрицу. Сама же Зинаида была «ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице». За Савву Морозова же вышла вторым браком, разведясь с его родственником, — что для старообрядческой семьи Морозовых было шоком.
Сегодня здесь располагается дом приёмов Министерства иностранных дел, поэтому зайти просто так не получился. Особняк считается одним из возможных прототипов дома, в котором жила булгаковская Маргарита. И Маргарита, и Зинаида состояли в браке, который считался завидным, — но в итоге оказался несчастливым.
Демократичная кофейня с легендарными круассанами на Патриках. Три небольших зала с уютным интерьером и портрет Дэвида Боуи на входе (ну и музыка тоже). Меню небольшое: классические кофейные напитки, пудинги и выпечка.
David B — не единственный проект команды: за углом находится ещё одна кофейня, совмещенная с книжным магазином KNIGEVARKE, в 10 минутах ходьбы кофейня «Дегтярный», а на Трубной — «Второе кафе».
Убежище от дороговизны и пафоса в окрестностях Патриарших прудов — это маленькое кафе. Здесь милый интерьер в духе фильмов Уэса Андерсона: стены цвета мажорель и персикового цвета потолок, старый комод с книжками и домашними растениями, рисунки в наивном стиле, простая и душевная атмосфера. А главное — интересная и недорогая еда. Например, — швейцарские драники с моцареллой, трюфельно-сливочным соусом, пастрами, рукколой, слабосолёным огурцом и манго. Или иранские оладушки с лососем, яйцом пашот и ягодным соусом. Весь день кормят завтраками. Особого внимания заслуживают десерты и коктейли — такие же разноцветные и причудливые, как и всё в этом месте. Выбор вина небольшой. Зато фишка заведения — можно заказать гигантскую порцию игристого в тяжёлом гранёном бокале размера XL.
Дом построен в 1900–1903 году всё тем же ключевым архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем. Как и подобает модерну, дом весь в растительных узорах, он словно вырос сам по себе, как живой организм. На самом деле, проект полон продуманного символизма (особенно в интерьерах). Например, три этажа символизируют подводный, земной и небесный мир: на третьем этаже — тайная старообрядческая молельня.
После революции в особняке размещались разные учреждения, а потом советская власть вселила в него Максима Горького. Что-то в новом жилье его постоянно смущало. То ли полунагая женщина-бабочка, украшавшая камин (по просьбе писателя её демонтировали), то ли установленная ОГПУ в стене прослушка (её найдут в 1970-е годы), то ли сама архитектура, которую Горький считал нелепой.
Сейчас в доме — музей-квартира Горького. И это отличная возможность увидеть лестницу-волну и другие внутренние чудеса одного из самых красивых домов Москвы.