Театров в Москве — более двухсот, побывать везде — просто нереально. Поэтому YouTube-канал «ПРО театр» отобрал для вас три десятка лучших театров столицы. Поможем разобраться, где годная классика, а где новый иммерсивный опыт!
Подборка опубликована в апреле 2022 года.
Главный символ театральной Москвы. Снаружи — идеально симметричное здание в стиле классицизма: с колоннами и Аполлоном на колеснице. Внутри — огромное пространство с четырьмя сценами, позолоченным потолком и обилием бархата. История тоже богатая: по этой сцене ходил Шаляпин, над постановками работали Чайковский и Рахманинов, а в царской ложе сидел Николай II.
Репертуар Большого состоит исключительно из опер, балетов и концертов. Стоит идти, если хотите приобщиться к великому прошлому и ищете повод выгулять свой костюмчик. Туристам и семьям — лучше попытаться ухватить билеты на легендарный балет «Щелкунчик». А любителям современных трактовок и ненавистникам всего «классического» — точно нужно сходить на «Садко» режиссера Дмитрия Чернякова, после которого вы точно заинтересуетесь оперным жанром.
Музыкальный театр, который в отличии от Большого, может позволить себе чуть больше хулиганства. В репертуаре — множество постановок от режиссеров драматических театров. Неслучайно — у истоков этого театра стояли Станиславский и Немирович-Данченко, которые после революции, устроенной ими в драматическом театре, решили оживить и застоявшиеся оперу и балет.
Современный МАМТ имеет уютный синий зал, демократичные цены на билеты и россыпь самобытных спектаклей. Молодому зрителю понравится балет «Ромео и Джульетта» (режиссёр — Константин Богомолов), в котором танцевальные движения сопровождаются ироничными титрами. А для зрелой аудитории есть более содержательные произведения — опера «Макбет» (режиссер — Кама Гинкас). Мы же особенно рекомендуем «Сказки Гофмана» — традиционную и очень красивую оперу для всей семьи от художественного руководителя театра Александра Тителя. А ещё — потрясающий вечер одноактных балетов Иржи Киллиана и других всемирно известных хореографов.
РАМТ — это не просто театр для всех возрастов, это — театр, который поднимает детское театральное искусство на новый уровень и находит ключ к молодому поколению, включая подростков, которым обычно нет дела до театра. Таким открытым и многофункциональным театр был еще в начале пути — когда у истоков стояла величайшая Наталья Сац.
Жаль, что в репертуаре уже нет легендарного десятичасового «Берега утопии» режиссера Алексея Бородина. Но советуем сходить на «Проблему» того же режиссёра. Хотите заинтересовать ребенка театром — бегом на «Приключения Тома Сойера». А более подкованных зрителей приглашаем на «Сына» Юрия Бутусова.
Кроме спектаклей всегда интересно заглянуть на экскурсию, мастер-класс или образовательный проект Театр +, который переворачивает отношение к театру в целом. Кроме обычных зрителей сюда идут педагоги, детские театры со всей страны, чтобы научиться наконец-то слушать молодежь, а не поглядывать на них сверху.
Драматический театр с богатой историей, всегда славившийся актерскими дарованиями и знаковыми спектаклями. Начало ему положил Евгений Вахтангов, ученик Станиславского. Его спектакли были миксом лучших режиссерских практик начала XX века.
Сегодня театр продолжает традиции вахтанговской школы и расширяет их. Теперь это экосистема, внутри которой живет и Театральный институт Щукина (начинающие актеры после учебы попадают в труппу театра), и 7 сцен, и недавно открывшийся музей Вахтангова во Владикавказе. На сцене театра Вахтангова играют Князев, Маковецкий, Максакова — актеры с неповторимой творческой индивидуальностью.
В первую очередь, здесь стоит посетить спектакли Римаса Туминаса — «Война и мир», «Дядя Ваня». А если вы устали сидеть в зрительном зале — аудиоспектакль-прогулка по улицам Москвы «Вахтангов. Путь к Турандот» будет кстати.
Московский художественный театр. Звучит громко и фундаментально. И это не просто так, ведь основатели театра Станиславский и Немирович-Данченко, создали новый тип репертуара и новую актерскую школу, построенную на раскрытии психологии героя. Именно в этих стенах развивалась та самая система Станиславского, здесь нашли подлинную жизнь пьесы Чехова, а знаменитая «Чайка» закрепилась на занавесе и стала символом МХТ.
В 2000-е театр расцвел в эпоху Олега Табакова. Множество кинозвезд заполонили труппу, а в Москве зазвучали фамилии Серебренникова, Молочникова. Сейчас театром руководит Константин Хабенский, продолжающий традиции Табакова. Фанатеете от Ренаты Литвиновой? «Северный ветер» вам в паруса! Любите Богомолова и постмодерн, в котором могут пересекаться песни Rammstein, эстрада и классика? Добро пожаловать на «Карамазовых» и «Идеального мужа». Наша рекомендация: «Человек-подушка» Серебренникова (18+) и «Конёк-горбунок» (для всей семьи).
Театр родился из выпускного курса Петра Фоменко во время падения железного занавеса и нового взлета сценического искусства. В 1990-х он был лекарством, позволяющим зрителям хоть на секунду отвлечься от непредсказуемого вихря времени. В театре вроде нет каких-то радикальных экспериментов, — но есть чуткое внимание к человеку и его душе (несмотря на бесчеловечные цены на «Рыжего» и еще пару спектаклей, конечно же). Изначально весь коллектив был единым организмом, сейчас же уже присутствует деление на старых «фоменок» (выпускников Фоменко и его соратников) и новых — молодых актеров и работников театра, которые пришли уже после смерти мастера. Познакомиться со старой и душевной Мастерской вам помогут спектакли «Волки и овцы», «Семейное счастье», с более современной версией – «Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция» (режиссер — Дмитрий Крымов). А среди артистов выделяются Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Евгений Цыганов.
Главная проблема этого театра – это само название. «Театр юного зрителя» — старый советский нейминг, который часто ассоциируется с халтурой. На самом же деле московский ТЮЗ прямо сейчас — это театр для взрослого думающего зрителя. После того, как у руля встали ученики Товстоногова Генриетта Яновская и Кама Гинкас, а главным художником стал Сергей Бархин, театр нашел себя и перестал быть очередным безликим ТЮЗом.
Чеховскую «Скрипку Ротшильда» лучше смотреть из партера — и приготовиться к светлой грусти. А «С любимыми не расставайтесь» — спектакль для идеального свидания, чтобы поплакать и всегда быть вместе. Кроме того, в театре вовсю ставят и молодые режиссеры. Самая душевная постановка о проблемах женщин в духе разговоров на кухне — это «День рождения Смирновой» по пьесе Людмилы Петрушевской (режиссёр — Александра Толстошева). А самый важный спектакль о столкновении человека с системой — «Пятая печать» (режиссёр — Елизавета Бондарь).
Уникальное явление в нашей подборке. Камерный театр режиссера Юрия Погребничко — это театр, который идет своей дорогой. Пока другие выпускают премьеру за премьерой, «Около» может просто обновить свой старый спектакль. Театр как будто живет в другом времени, где нет прошлого и будущего, нет житейской суеты и актерских воплей, а есть только рабочий процесс, который выливается в тонкие и трогательные постановки.
Театр Юрия Погребничко – это сеанс медитации, переосмысления себя и всего вокруг. Во время просмотра пьесы «Старший сын» вы легко можете встретить персонажей из произведений Чехова. А в спектакле по книге Платонова — героев Хемингуэя. Просто потому что в театре Погребничко все истории живут в одной вселенной. Если вы подумали, что все это слишком сложно — не бойтесь и начните со спектакля «Три мушкетера» или же с постановок учеников Погребничко — «Сирано де Бержерак» и «Ревизор».
Белые кирпичные стены, деревянный пол, большой стол, бесплатные зеленые яблоки, приветливые билетеры. Не знаем еще такого же театра-друга, который будет тебя так встречать. СТИ — самое уютное и умиротворенное место театральной Москвы. Театр появился из курса ГИТИСа режиссера Сергея Женовача — и поселился на бывшей фабрике, где у Станиславского когда-то был любительский «театрик». Изначально это был частный театр, живущий на деньги мецената. Требований у него было немного, но ключевое — ставить должен только Женовач.
Дружная труппа — сплошь из «женовачей» (учеников), в репертуаре — в основном отечественные авторы. Меню в буфете зависит от постановки. К примеру на спектакле по мотивам «Ста лет одиночества» готовят тостадос по-цыгански и фасолевый суп по рецепту прабабушки Урсулы. Наша рекомендация — «Записки покойника» по Булгакову — для знакомства с СТИ, «Кира Георгиевна» — для семейных пар и абсурдный спектакль «Москва-Петушки» — для компании друзей.
Театр Пушкина расположен в старинном особняке XVIII века. Именно здесь великий экспериментатор Александр Таиров в 1914 году, несмотря на угрозы со стороны церковной власти (из-за близости особняка к храму), открыл свой Камерный театр.
Современный театр Пушкина не так смел и размашист, как во времена Таирова. Зато он может зацепить внимание тех людей, которые совсем ничего не понимают в театральном искусстве или уже успели разочароваться. В репертуаре есть прекрасный развлекательный спектакль самого художественного руководителя Евгения Писарева «Влюбленный Шекспир», а молодой зритель может порефлексировать на спектакле «Машалава» по пьесе Марии Конторович. Для фанатов медийных персон — тут можно встретить Сергея Лазарева и Викторию Исакову.
Если же вы хотите чего-нибудь нового и неординарного, нельзя пропускать современную адаптацию чеховской «Чайки» — спектакль «Костик» от Дмитрия Крымова, главного режиссера Москвы прямо сейчас.
Это место знают немногие. История кукольного театра «Тень» звучит как сказка о семейной паре (Илье Эпельбауме и Майе Краснопольской), которая каждый раз удивляла зрителя. Они придумали спектакль в спичечном коробке, который идет 15 минут, а каждая сцена длится ровно столько, сколько горит спичка. На этом создатели театра не остановились — и пригласили крошечный народ лиликан играть на маленькой сцене.
Возможно, про лиликан — все-таки и правда сказка. Но остальное — чистейшая правда. Удивительно, что несмотря на множество побед на фестивалях и участие в спектаклях известных людей, про это волшебное место пишут так мало. Лиликане, кстати, — миниатюрные куклы, которые могут сыграть и музыкальный спектакль, и драматический. А зрители чувствуют себя Гулливерами и следят из маленьких окошек за всем действом. Купить билеты почти нереально, но попробовать отстоять онлайн-очередь стоит — это впечатление на всю жизнь: записываешься на сайте и ждёшь ответа (ждать можно и год).
В симпатичном здании из красного кирпича на Большой Никитской располагается театр имени Владимира Маяковского. Еще на рубеже XIX–XX веков это была площадка для гастролей Сары Бернар, Элеоноры Дузе и других мировых знаменитостей. После 1917 года площадка превратилась в Театр революции под руководством Мейерхольда.
На каждом этапе истории «Маяковка» славилась мощной режиссурой и исключительными актерами. И в эту подборку театр попал не только за выслугу лет, но и за то, какой вариативный репертуар появился тут при режиссере Карбаускисе. Молодым и прогрессивным советуем посмотреть драйвовую историю об эмигрантах — спектакль «Изгнание/Мой друг Фредди Меркьюри», а старшему поколению — сходить на «Таланты и поклонники». Примечательно, что если мы поменяем аудитории местами, то они также получат удовольствие от постановок — люди за 50 почувствуют прилив ностальгии под музыку группы Queen, а молодежь, увидев такую трактовку, может заинтересоваться Островским.
Театр новой формации — резиденция, независимая площадка, которая выступает домом для разных театров, сформировавшихся из выпускных театральных курсов: мастерской Брусникина, мастерской Кудряшова, театра «Июльансамбль». В самом начале пути Практика показывала пьесы лучших современных драматургов – Ивана Вырыпаева, Михаила Дурненкова, Мариуса фон Майенбурга.
Прямо сейчас театр привлекает разнообразием форматов, которые будут интересны прежде всего молодому поколению. Один из самых ярких — вербатим: вид документального театра, в основе которого лежат монологи реальных людей, которые воспроизводят актеры. Лучшие спектакли-вербатимы – «Транссиб», построенный на монологах людей на пути Москва-Владивосток, и «Человек.doc. Олег Кулик».
Для детей тут проходят шикарные иммерсивные кулинарные спектакли от Театра вкуса.
Центр Мейерхольда тоже представляет собой резиденцию, но в отличие от театра «Практика», он собрал много малоизвестных частных театров в одном здании. Нам импонирует главное стремление театра — не потакать современным трендам, а говорить напрямую о насущных проблемах в обществе, экспериментировать и искать театр будущего. В спектакле «Ракеты взлетают и разбиваются рассыпаются в воздухе» ход действия определяет нейросеть. А «Утечка» рассказывает о разобщенности людей и проблемах экологии.
Центр Мейерхольда — еще и очень открытый и социально ответственный театр. Он работает с людьми с ограниченными возможностями при помощи проекта «Протеатр. Международные встречи». Делает выгодные скидочные программы для молодежи. Представляет миру новые театральные имена на фестивале Noname. Знакомство с этим местом особенно порадует молодых ребят — здесь вы никогда не будете одиноки в своих взглядах.
Вы что-то слышали о мюзикле «Шахматы»? Вы возможно ответите — «Да, это название меня преследует, его афиша буквально везде, разве что в Кремле не печатают». И это нормально, ведь компания «Бродвей Москва» — это частный театр (первый, кстати, в нашем списке), который должен постоянно напоминать о себе, чтобы окупаться.
Создатель компании — продюсер Дмитрий Богачев, который адаптировал для российского зрителя лавину всемирно известных мюзиклов — от «MAMMA MIA!» до «Красавицы и чудовища». Сейчас в репертуаре можно встретить тот самый спектакль «Шахматы» о противостоянии США и России (и о том, что сильнее любого противостояния всегда будет любовь) и мюзиклы за столиками («День влюбленных», «Первое свидание»).
Кстати, пригласить сюда на свидание — самое то! Окунетесь в атмосферу Бродвея, не уезжая из Москвы (что как раз сейчас актуально).
История театра «Мост» началась еще давным давно — с тех пор, как в МГУ появились первые актерские кружки, — то есть, студенты не театральных факультетов занимались театром. «Мост» до сих пор успешно развивает эту линию: чтобы стать актером их труппы не обязательно заканчивать профильный институт, достаточно окончить студию при театре.
Такая общедоступность не мешает театру оставаться профессиональным и радовать самобытными спектаклями. «Поминальная молитва» (режиссер — Георгий Долмазян) погрузит вас в пронзительную историю о большой еврейской семье, а «Вальпургиеву ночь» и «Русскую народную почту» советуем думающей интеллигенции. Для приобщения к искусству с малых лет в театре «Мост» есть много детских спектаклей.
Посмотрите, какой у театра мерч! Ремень-сумка, шоперы, сделанные из афиш спектаклей, — весьма оригинально! Ладно, давайте не забывать, что это у нас тут не резко всплывающая контекстная реклама, а список лучших театров Москвы. «Сатирикон» — это два человека: Аркадий Райкин, основатель театра, и Константин, его сын и преемник. Постановки выделяются гротескным стилем в раскрытии произведений классических и современных авторов. Здесь идет один из лучших спектаклей по пьесе «ирландского Тарантино» — драматурга Мартина Макдонаха (киноманам он известен как сценарист и режиссер «Залечь на дно в Брюгге» и «Трёх билбордов...») под названием «Однорукий из Спокана». В стенах этого театра расцвел режиссер Юрий Бутусов. Сейчас он выпустил спектакль «Р» по гоголевскому «Ревизору».
Если соберетесь в Сатирикон — не забудьте, что своего здания у театра нет, так что нужно обязательно посмотреть адрес площадки (арендных сцен — пять в разных частях Москвы).
История «Таганки» связана в первую очередь с личностью режиссера Юрия Любимова. До его прихода это был ничем не примечательный театр драмы и комедии. При Юрии Петровиче место превратилось в «Театр на Таганке» — островок творческой свободы в несвободном советском государстве. Здесь когда-то играли Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Алла Демидова. Сейчас театр вновь заявляет о себе. Хотим посоветовать вам спектакли главного режиссера театра — Юрия Муравицкого, превращающего классические, всем уже надоевшие сюжеты в гротесковый площадной театр, наполненный юмором и абсурдом. Это и спектакль «Lё Тартюф» по пьесе Мольера с декорациями, напоминающими старый авангардный кинематограф, и «Вишневый сад. Комедия», после просмотра которого осознаешь, почему эта история все-таки комична, как и завещал Антон Павлович!
Единственный театр из нашей подборки, в котором нет ни режиссеров, ни большого штата работников. Лишь три художника (Ксения Перетрухина, Алексей Лобанов, Шифра Каждан) и продюсер (Александра Мун). Коллектив работает по принципу «горизонтальных связей» — нет начальников и подчиненных, есть только лишь азартные творческие люди, которые хотят поделиться самым сокровенным со зрителем. Реализовать эти планы им помогают актеры и музыканты. На спектаклях артисты не то чтобы играют какие-то роли — они скорее выступают в качестве проводников, которые показывают разные экспонаты, рассказывают истории и открывают зрителю новые миры.
Последние годы это творческое объединение выпускало самые неординарные спектакли-выставки: «Музей инопланетного вторжения» — мокьюментари о визите инопланетян в Россию, «Университет птиц», где вас научат говорить по-птичьи и ценить пернатых. Если вы хотите настоящего иммерсивного театра, а не пафосных подделок по завышенной цене — не пропустите!
На рубеже XX-XXI веков Центр драматургии и режиссуры был первой площадкой для многих молодых театральных деятелей, которые сейчас вышли в топ. Театр и сейчас остается резиденцией для очень нестандартных коллективов и режиссеров.
Взрослой аудитории, которая считает, что уже все видела, и ее ничем не удивить, мы бы посоветовали сходить на моноспектакль Клима «Хармс-я-мы-бог». Во время просмотра вы не просто послушаете стихи Хармса, вы настолько погрузитесь в недра абсурда, что начнете читать их вслух вместе с актером. Самый интересный и долгий моноспектакль на нашей памяти — актер не давал вздохнуть ни секунды.
Для семейного просмотра идеальны спектакли театра «Трикстер» — постановки, которые идут на грани между кукольным театром, театром теней и перформансом. Во время написания этой подборки авторы успели хорошо выспаться, вспомнив об интерактивном спектакле «Трикстера» «Школа сна», так что вы знаете, на что надо идти, если тоже страдаете от бессонницы.
Концентрация знаменитых и талантливых актеров на сцене этого театра просто зашкаливает: Юлия Пересильд, Евгений Миронов, Лия Ахеджакова, Елизавета Боярская. Как же так получилось, что столько звезд забывает про свой плотный график в кино и идет играть именно сюда? Все дело в особенностях самого театра — отсутствии актерского штата и постоянного режиссерского состава, поэтому под каждую постановку собирается отдельная творческая группа.
Не советуем идти на спектакли только из-за звезд. Будьте избирательнее, а то стоимость билетов тут просто беспрецедентная (посоперничать может разве что Большой театр). Наша рекомендация — посетить спектакли зарубежных режиссеров, которые, если и ставят в России, то только эксклюзивно для театра Наций. Например, «Рассказы Шукшина» Херманиса. Не пропустите «Сказку про последнего ангела» (режиссер — Андрей Могучий). Это история про человека, который — несмотря на роковые 1990-е — сохранил человечность в этом сюрреалистичном мире.
Главный театр кукол Москвы начинался с разъезжающей по городу телеги с бродячими артистами и будущим великим художником и режиссером Сергеем Образцовым. В 1970 году они обосновались в здании на Садово-Самотёчной, — а над входом появились сказочные механические часы с маленькими героями в домиках. Эти часы — главный символ театра, более 50 человек трудились над этими ходиками. Ежечасно зритель или обычный прохожий может увидеть нового героя в открывшемся домике. Образцов же стал легендой, соединив драматический театр с кукольным. Он превратил безжизненные создания в артистов, которые тоже могут перевоплощаться и использовать разные актерские техники на сцене.
Сейчас театр продолжает традиции Образцова, бережно хранит в репертуаре его спектакли, на которые мы и советуем сходить с ребенком. «Необыкновенный концерт» — уже давно занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый просматриваемый спектакль в мире.
Детский театр недалеко от музея-заповедника «Царицыно» больше всего привлекает внимание Зрительским клубом. Внутри него проходят читки современной детской литературы, встречи с актерами, творческие игры. Все эти проекты побуждают детей всех возрастов к диалогу. Редко где увидишь, чтобы ребенку хотелось высказывать свое мнение, принимать участие в обсуждении важных тем. Например, темы взросления в спектакле-читке «Детство. Отрочество. Юность» по произведениям Толстого. А еще здесь проходит прекрасный спектакль-сторителлинг «Пушкин. Повести Белкина», в котором актеры простым языком рассказывают истории подросткам и ненавязчиво прививают им любовь к произведениям школьной программы.
Театр Константина Богомолова — очень провокационный и дерзкий, особенно для обычного зрителя. Но он действительно не оставляет никого равнодушным и побуждает тебя выплеснуть эмоции. Даже если они негативные — это в любом случае лучше зевков и вздохов во время просмотра.
При Богомолове театр обрел минималистичный стиль и пережил реконструкцию. Сейчас здесь ставят молодые режиссеры (Александр Молочников, Микита Ильинчик), которым дали карт-бланш. Мы же советуем вам к просмотру спектакль «Бэтмен против Брежнева» (режиссер — Саша Денисова), который зацепит молодого зрителя абсурдом, а более зрелого — заставит поностальгировать по советскому времени. А самый беспроигрышный вариант для свидания — спектакль добогомоловской эпохи «Варшавская мелодия» с Юлией Пересильд (если останется в репертуаре).
Театр императорского размаха. Высокохудожественный, традиционный, с богатой историей. Скучный? Для молодого зрителя — однозначно. Но если же вы хотите отвести родителей, бабушек или дедушек на классику, не провоцирующую современными штучками, советуем сходить на «Ревизора» (режиссеры — Юрий Соломин, Василий Фёдоров) или «Горе от ума» (режиссер — Сергей Женовач).
«Название “Малый”, возможно, имеет интересную предысторию» — думали мы, пока не узнали, что Малым он стал, потому что его здание справа от Большого театра, чуть его скромнее по размеру. Вот и всё.
Если отбросить иронию, нельзя не отметить величайшую актерскую школу — когда-то на этой священной сцене играли Михаил Щепкин и Иван Самарин, сейчас здесь можно увидеть народных артистов РФ — Валерия Афанасьева и Ирину Муравьеву.
Такое место должно продолжать жить, ведь благодаря ему театральное искусство Москвы сохраняет связь с корнями и может уверенно смотреть в будущее.