Ханты-Мансийск славится своим регионализмом. Но среди постмодернистских чумов встречаются и прекрасные примеры переосмысления неорусского стиля.
Неорусский стиль зародился на рубеже XIX—ХХ веков в Абрамцевских мастерских и Талашкино, где художники в поисках особенной русской стилистики в дизайне и архитектуре скрестили трендовый для того времени модерн с переосмысленными элементами национальной культуры.
В постсоветское время интерес к неорусскому стилю вспыхнул с новой силой. Так в 2001 году появился музей и мастерская художника Владимира Игошева. Стилистика русского модерна выбрана не случайно — именно в искусстве того времени Владимир видел истоки своего творчества. Разнообразные мозаики на главном фасаде, острая треугольная башня, флюгера и необычная входная дверь — все эти детали создают образ сказочного замка.
Дом дружбы народов — яркий свидетель бурного экономического роста города рубежа 1990–2000-х годов. В 1995 году Ханты-Мансийск становится столицей Югры — и сюда стекаются крупные нефтегазовые капиталы. Новые дома растут буквально как на дрожжах. За несколько лет облик города кардинально изменился: вместо ветхих деревянных бараков — современные административные постройки.
Вогнутый фасад этого здания образует сегмент кольца центральной городской площади. Украшающие его ленты синего стекла — тренд того времени. Не обошлось и без нескольких башенок-шляпок замысловатой формы, подобных произведениям лучших мировых кутюрье.
Проект выдержан в традиционной для российских банков монументальной стилистике. Классические архитектурные элементы должны внушать стабильность и финансовую защищённость. Здесь не место постмодернистской игривости — солидное здание для солидных господ.
Любителям бондианы это сооружение может напомнить лондонский офис секретной разведывательной службы MI6. Возможно, именно им вдохновлялись отечественные архитекторы при создании своего произведения.
Синяк на теле города — так можно назвать это здание за его ярко-синюю расцветку. В замысловатом по форме строении находится кернохранилище — своеобразная «библиотека» для цилиндрических столбиков горной породы, которые извлекаются при бурении скважин. Они нужны для изучения химического состава земли.
Помимо кернохранилища здесь располагаются государственные департаменты. Так в России исторически сложилось, что различные руководящие организации очень часто поселяются в подобных сооружениях — с десятками квадратных метров синего тонированного стекла на фасадах и сдержанными башнями. Такое вот единство формы и содержания.
По своей планировке административный корпус Югорского университета удивительным образом напоминает знаменитую ленинградскую школу «Серп и молот», спроектированную в 1920-е годы знаменитым архитектором Александром Никольским. В качестве серпа здесь выступает низкий дугообразный корпус с широкими арками, а роль молота играет административное здание. В начале 2000-х годов оно было самым высоким в Ханты-Мансийске.
В смысле декора это довольно сдержанный проект с использованием классических элементов. Довольно выразительно смотрится высокий цилиндр, проходящий через все этажи башни. При должной фантазии можно представить, что это рукоятка молота.
Удивительным символизмом полнится архитектура Ханты-Мансийска. Современные чумы вы уже видели, а как насчёт психоневрологической больницы сделанной в духе старорусских северных монастырей? Именно такие параллели проводят авторы описания на официальном сайте учреждения.
Другая ассоциация, которая может возникнуть при взгляде на больничные башенки — сибирский укреплённый острог, то есть, оборонительная архитектура. Сложно сказать, подходит ли такой образ психоневрологической больнице, но стоит отдать должное архитекторам, которые попробовали поиграть в контекстуализм.
На момент постройки в 2008 году этот теннисный корт был одним из крупнейших и передовых в России. Видно, что архитекторы не смогли отказать себе в соблазне сделать синие тонированные окна — один из главных трендов начала 2000-х. К моменту ввода центра в эксплуатацию подобная синюшность совсем вышла из моды.
Наиболее выразительные элементы этого проекта — два срезанных по диагонали цилиндра. Под определённым углом зрения они складываются в траекторию движения теннисного мяча, отскакивающего от поверхности.
То что вы сейчас видите — своего рода чехол для здания 1977 года постройки. В 2000-е годы, когда страна более-менее оправилась после кризисного перехода от плановой к рыночной экономике, некоторые важные советские здания постепенно начали осовременивать. Так произошло и с культурно-досуговым центром «Октябрь» в центре города.
Прежний аскетичный проект приодели в более игривый наряд. Эклектичность, от которой старались отойти советские архитекторы-модернисты, здесь зацвела пышным цветом. Стеклянные башенки, изгибы, карнизы, обилие декоративных деталей на фасаде — настоящий джентльменский набор постсоветского проектировщика.
Одно из самых необычных зданий Ханты-Мансийска придумал голландский архитектор Эрик ван Эгераат. С начала 2000-х годов он разработал множество проектов для российских городов. Один из самых известных — «Город столиц», состоящий из двух небоскрёбов в Москва-Сити.
К созданию Югорской шахматной академии известного иностранного архитектора привлекли потому, что в 2010 году город принимал 39-ю Международную олимпиаду по шахматам. Для такого события требовалось создать яркий объект с узнаваемым художественным почерком. И у Эрика ван Эгераата это получилось. Проект собрал множество премий и положительных отзывов. Плавный чешуйчатый цинковый фасад вызывает множество ассоциаций. Он может ассоциироваться с неопознанным иноземным объектом или даже жидким терминатором.
«Задачей было построить современный северный музей Гуггенхайма» — так амбициозно заказчики и архитекторы отнеслись к этому проекту. И пусть пока что ханты-мансийский «Гуггенхайм» не привлекает столько же посетителей, сколько его зарубежные аналоги, но его с уверенностью можно назвать одним из самых выразительных зданий города.
Музей носит имя заслуженного художника Российской Федерации и почётного гражданина Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Здание получило неформальное название «дом-мольберт». Весь центральный фасад покрывает огромное панно в технике римской мозаики. Оно выполнено по эскизам самого художника и одновременно напоминает работы современных граффитистов и советские монументальные изображения на различных постройках.