............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Чумовая архитектура Ханты-Мансийска

В 1995 году Ханты-Мансийск становится столицей Югры — богатого нефтью и газом российского округа. На рубеже столетий здесь складывается уникальный архитектурный язык, соединяющий традиции народного строительства хантов и манси с модным в то время постмодернизмом — игровым и эклектичным направлением в проектировании. За несколько лет в городе появляется множество интереснейших примеров регионализма, переосмысленного на современный лад. Подборку наиболее интересных построек составил Александр Семёнов, автор телеграм-канала «Клизма романтизма».
Аэропорт Ханты-МансийскМеждународный аэропорт
139
Для большинства гостей Ханты-Мансийска знакомство с городом начинается с аэропорта. И его архитектура сразу демонстрирует тотальную победу регионализма в местной архитектуре. Компактное здание украшают два стеклянных чума, выполняющие роль световых куполов. Такое мы увидим ещё много раз. В Ханты-Мансийске так много традиционной архитектуры, переосмысленной в духе постмодернизма, что она уже стала неотъемлемой частью окружающего ландшафта. И мотив родного для коренных жителей Севера чума используется повсеместно. Чу́мовому Ханты-Мансийску — чу́мовый аэропорт!
Улица Мира, 1/1Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийск славится своим регионализмом. Но среди постмодернистских чумов встречаются и прекрасные примеры переосмысления неорусского стиля.

Неорусский стиль зародился на рубеже XIX—ХХ веков в Абрамцевских мастерских и Талашкино, где художники в поисках особенной русской стилистики в дизайне и архитектуре скрестили трендовый для того времени модерн с переосмысленными элементами национальной культуры.

В постсоветское время интерес к неорусскому стилю вспыхнул с новой силой. Так в 2001 году появился музей и мастерская художника Владимира Игошева. Стилистика русского модерна выбрана не случайно — именно в искусстве того времени Владимир видел истоки своего творчества. Разнообразные мозаики на главном фасаде, острая треугольная башня, флюгера и необычная входная дверь — все эти детали создают образ сказочного замка.

Лопарева, 7Ханты-Мансийск
Центральная площадьАдминистративное здание

Дом дружбы народов — яркий свидетель бурного экономического роста города рубежа 1990–2000-х годов. В 1995 году Ханты-Мансийск становится столицей Югры — и сюда стекаются крупные нефтегазовые капиталы. Новые дома растут буквально как на дрожжах. За несколько лет облик города кардинально изменился: вместо ветхих деревянных бараков — современные административные постройки.

Вогнутый фасад этого здания образует сегмент кольца центральной городской площади. Украшающие его ленты синего стекла — тренд того времени. Не обошлось и без нескольких башенок-шляпок замысловатой формы, подобных произведениям лучших мировых кутюрье.

Улица Мира, 14аХанты-Мансийск
Улица Мира, 38Административное здание
6

Проект выдержан в традиционной для российских банков монументальной стилистике. Классические архитектурные элементы должны внушать стабильность и финансовую защищённость. Здесь не место постмодернистской игривости — солидное здание для солидных господ.

Любителям бондианы это сооружение может напомнить лондонский офис секретной разведывательной службы MI6. Возможно, именно им вдохновлялись отечественные архитекторы при создании своего произведения.

Ханты-Мансийск
Одно из самых выразительных архитектурных произведений на многие сотни километров и ещё один образец местного регионализма, вдохновлённого народной архитектурой хантов и манси. Здесь, например, используется мотив чума, переосмысленный в стеклянных конусах. Также можно наблюдать, характерное для современной архитектуры северной России, сочетание синего с цветом слоновой (мамонтовой) кости. Предполагается, что игривые динамичные формы добавляют ярких акцентов в аскетичный природный пейзаж здешних мест.
Бориса Щербины, 3Ханты-Мансийск
Типичный пример архитектуры постсоветского времени. В 1990-х и начале 2000-х одним из наиболее распространённых материалов в строительстве был красный кирпич. Излюбленные стилевые мотивы были связаны с переосмыслением наследия прошлого. По этой причине в постройках этого периода часто встречаются башенки, портики, колонны и другие классические элементы. Такой эклектизм стал ответом на долгие годы советской стандартизации — своего рода реванш над «совком».
Ханты-Мансийск
Гагарина, 128Малоэтажный жилой дом
Классический представитель той же краснокирпичной архитектуры первого постсоветского десятилетия, романтичной и увлечённой игрой в исторические стили. Если сейчас спросом пользуется аскетизм в духе архитектуры северной Европы, то в 1990-е—начале 2000-х «замки» с башенками продавались гораздо лучше: эклектичность и непохожесть на советские коробки ценилась превыше всего.
Ханты-Мансийск
Студенческая, 2Административное здание

Синяк на теле города — так можно назвать это здание за его ярко-синюю расцветку. В замысловатом по форме строении находится кернохранилище — своеобразная «библиотека» для цилиндрических столбиков горной породы, которые извлекаются при бурении скважин. Они нужны для изучения химического состава земли.

Помимо кернохранилища здесь располагаются государственные департаменты. Так в России исторически сложилось, что различные руководящие организации очень часто поселяются в подобных сооружениях — с десятками квадратных метров синего тонированного стекла на фасадах и сдержанными башнями. Такое вот единство формы и содержания.

Ханты-Мансийск
Стела - памятник "Первооткрывателям земли Югорской"
17
Эту впечатляющую трёхгранную пирамиду по праву можно назвать одним из символов Ханты-Мансийска. По замыслу её архитектора, каждая грань символизирует отдельный период истории Югры: древность, завоевание Сибири дружиной Ермака и освоение местных месторождений нефти и газа. Одновременно сооружение должно напоминать народный чум, казачью башню и нефтяную вышку. Общая высота пирамиды составляет 62 метра. Раньше внутри были музей, ресторан и смотровая площадка, но сейчас вход внутрь закрыт. Впрочем, чтобы посмотреть панораму города и окрестностей не нужно подниматься на смотровую площадку: пирамида стоит на горе высотой 110 метров, с которой открываются прекрасные виды.
Ханты-Мансийск
Здание напоминает кучу льдин или горных пород, среди которых стоят стеклянные чумы. Ярко-синяя крыша контрастирует с цветом стен — нежно-кремовым, оттенком близким к кости северных животных, коренные жители этих мест издревле делают различные предметы. Перед музеем стоит геометрическая композиция из стекла и камня, посвящённая первопроходцам Югорский земли. Это редкий пример, когда скульптура удачно сочетается с обликом соседней постройки и соединяется с ней в единую композицию.
Чехова, 9Ханты-Мансийск
Югорский государственный университетУниверситеты
64

По своей планировке административный корпус Югорского университета удивительным образом напоминает знаменитую ленинградскую школу «Серп и молот», спроектированную в 1920-е годы знаменитым архитектором Александром Никольским. В качестве серпа здесь выступает низкий дугообразный корпус с широкими арками, а роль молота играет административное здание. В начале 2000-х годов оно было самым высоким в Ханты-Мансийске.

В смысле декора это довольно сдержанный проект с использованием классических элементов. Довольно выразительно смотрится высокий цилиндр, проходящий через все этажи башни. При должной фантазии можно представить, что это рукоятка молота.

Чехова, 16Ханты-Мансийск
Тобольский тракт, 4Административное здание
1
Ещё один яркий пример регионализма в архитектуре Ханты-Мансийска — гостиничный комплекс «Югорская Долина». Центральное и наиболее узнаваемое строение комплекса выполнено в виде чума. Островерхие завершения крыш соседних зданий также отсылают к традиционному жилищу хантов и манси. В цветовом оформлении присутствуют три сакральных цвета этих народов: ослепительно-белый, синий и зелёный. Сейчас комплекс закрыт на реконструкцию примерно до декабря 2024 года. Будем надеятся, что после ремонта он не потеряет прежнего шарма.
Ханты-Мансийск
Музей природы и человекаМузеи
102
Кому-то этот проект может показаться сумбуром вместо музыки, но не спешите строго судить архитектора. Такое дерзновенное сочетание различных форм, изгибов, углов и, с позволения сказать, масс — это типичная постмодернистская шалость. Но тут мы видим не просто игру ради игры, а осмысленное проказничанье. В буйстве архитектурных элементов закодированы современные реплики традиционных чумов и другие составляющие культуры хантов и манси. Внутри — соответствующая экспозиция про природу и этнографию округа.
Улица Мира, 11Ханты-Мансийск
Это классический пример посмодернистского заигрывания с формами. Создаётся впечатление некоторого хаотизма, будто архитекторы сначала нарисовали один проект, а потом решили нарезать его на разные кусочки и соединить их в случайном порядке. Для такого художественного приёма даже придумано научное название — деконструктивизм. Действительно, эффект деконструкции тут работает по максимуму: гнутые поверхности врезаются в острые и угловатые, тонированное стекло соседствует с глухими ребристыми фасадами. Рекомендуем посмотреть на это здание сверху, забравшись на одну из городских смотровых площадок: например, у Кафедрального собора Воскресения Христова.
Ханты-Мансийск
Изначально здание строилось для торгово-развлекательного центра «Лангал». Театр кукол переехал сюда только в 2017 году. В итоге получилось интересное сочетание торгово-развлекательной наружности и культурно-просветительной внутренности. По своей архитектуре это характерный пример стеклянного изгибиционизма (от слова изгиб): в основе формы лежит большая стеклянная дуга, сталкивающаяся с острым «айсбергом». Архитекторы своеобразно поигрались с козырьком здания — он напоминает одну из колонн, которую зачем-то повесили горизонтально.
Ханты-Мансийск
Государственный художественный музейМузеи
16
Любой уважающий себя город был обязан в 2000-е годы заиметь собственный неоклассический «дворец». В Ханты-Мансийске это Государственный художественный музей. Архитектура, отсылающая к античности, ассоциируется с нерушимостью и величием. То что надо для столицы нефтяного округа. Над проектом трудился московский архитектор Владимир Колосницын. Опытные москвичи сразу узнают руку мастера — похожее по стилистике строение под названием «Белый лебедь» стоит на Чистых прудах.
Улица Мира, 2Ханты-Мансийск
В 2006 году на центральной площади города победившего регионализма поставили стеклянный чум высотой 50 метров. Это своего рода «маяк» для желающих совершить покупки, поскольку здесь располагается крупный торговый центр. Из народных мотивов складывается и одно из крупнейших мозаичных панно в России, украшающее фасады здания: среди довольно абстрактных изображений можно рассмотреть оленеводов, птиц и другие северные сюжеты.
Центральная площадьЭнгельса, 1Ханты-Мансийск
Кафедральный собор Воскресения ХристоваХрамы / Соборы / Церкви
64
Место под строительство храма выбрали ещё в 1988 году, но строить начали только в постсоветский период. Архитектура выдержана в консервативном неовизантийском духе с примесью элементов русского стиля — самый распространённый подход к художественному решению важных храмов в современной России. Советуем зайти внутрь, чтобы посмотреть интерьер — все стены покрыты монументальными росписями. Перед входом в конференц-зал храмового комплекса стоят памятники двум сибирским святителям: Филофею Лещинскому и Иоанну Тобольскому.
Гагарина, 9Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийская клиническая психоневрологическая больницаПсихиатрические учреждения
4

Удивительным символизмом полнится архитектура Ханты-Мансийска. Современные чумы вы уже видели, а как насчёт психоневрологической больницы сделанной в духе старорусских северных монастырей? Именно такие параллели проводят авторы описания на официальном сайте учреждения.

Другая ассоциация, которая может возникнуть при взгляде на больничные башенки — сибирский укреплённый острог, то есть, оборонительная архитектура. Сложно сказать, подходит ли такой образ психоневрологической больнице, но стоит отдать должное архитекторам, которые попробовали поиграть в контекстуализм.

Гагарина, 106Ханты-Мансийск
Управление МВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-ЮгреОМВД / УМВД / ГУМВД / МВД
Архитектура отделений МВД России, как правило, очень консервативная. Но здесь она внезапно примерила элегантную металлическую «шляпку» — это всё-равно что к кителю прибавить ярко-жёлтый галстук. Что ж, иногда даже самым серьёзным людям, которые работают в МВД, требуется немного пошалить. Да и посетителям данного учреждения надо попробовать расслабиться перед входом в храм честности и охраны их спокойной жизни. Видимо, именно с этой целью архитекторы и сделали небольшую игривую шляпку над главным фасадом учреждения.
Ленина, 55Ханты-Мансийск
Студенческая, 8аАдминистративное здание
Пожарная часть напоминает огромного робота с узкими глазами, который следит за безопасностью в городе. Здание символически выкрашено в красный цвет, что только усиливает грозный образ проекта. Наблюдательная и тренировочная каланча похожа на антенну, на которую символический робот-пожарный принимает сигналы со всей округи. Кстати, это один из первых архитектурных изысков Ханты-Мансийска, который вы увидите по пути из аэропорта.
Ханты-Мансийск
Улица Рознина, 104Спортивное сооружение
Аскетичные и даже суровые формы спортивного комплекса, как нельзя кстати сочетаются с местным климатом, где многие месяцы продолжается холодная зима. Детали фасада напоминают огромные льдины разного цвета, застилающие берега Иртыша в весенний период. В длинных ленточных окнах и кубических конструкциях также можно найти параллели с советским конструктивизмом 1920-х годов.
Ханты-Мансийск
ЮграМегаСпортЦентр развития теннисного спорта
30

На момент постройки в 2008 году этот теннисный корт был одним из крупнейших и передовых в России. Видно, что архитекторы не смогли отказать себе в соблазне сделать синие тонированные окна — один из главных трендов начала 2000-х. К моменту ввода центра в эксплуатацию подобная синюшность совсем вышла из моды.

Наиболее выразительные элементы этого проекта — два срезанных по диагонали цилиндра. Под определённым углом зрения они складываются в траекторию движения теннисного мяча, отскакивающего от поверхности.

Студенческая, 21Ханты-Мансийск
Ледовая, 1аСпортивное сооружение
1
Если вы ещё недостаточно обескуражены местным архитектурным разнообразием, то обязательно побывайте в активно развивающемся районе на Объездной улице. Тут реализовали множество проектов с дерзновенными изгибами, но наиболее выразительный из них — «Арена Югра». Здание напоминает идеальный безуглеводный бутерброд: на толстом шматке докторской колбасы лежит буженина, а сверху — кусочек сыра для сэндвичей. Зачем такая форма спортивному комплексу не совсем понятно, но, возможно, у вас возникнут не такие аппетитные и более релевантные ассоциации.
Ханты-Мансийск
ОктябрьКультурно-досуговый центр
17

То что вы сейчас видите — своего рода чехол для здания 1977 года постройки. В 2000-е годы, когда страна более-менее оправилась после кризисного перехода от плановой к рыночной экономике, некоторые важные советские здания постепенно начали осовременивать. Так произошло и с культурно-досуговым центром «Октябрь» в центре города.

Прежний аскетичный проект приодели в более игривый наряд. Эклектичность, от которой старались отойти советские архитекторы-модернисты, здесь зацвела пышным цветом. Стеклянные башенки, изгибы, карнизы, обилие декоративных деталей на фасаде — настоящий джентльменский набор постсоветского проектировщика.

Улица Дзержинского, 7Ханты-Мансийск
ЁлочкаДетские сады
4
Нечасто в России можно встретить оригинальное здание детского сада. Обычно приходится довольствоваться типовым советским наследием. В этом плане Ханты-Мансийск выгодно отличается от других российских городов. Например, детский сад «Ёлочка» словно собран из четырёх цилиндров. Такой простой архитектурный приём позволяет зданию интересно смотреться не только с высоты птичьего полёта, как это часто бывает с замысловатыми проектами, но и с уровня человеческого роста. Аскетичная геометрия даёт простор для фантазии: здание ассоциируется с цветочком, шайбами, кольцами и много с чем ещё.
Кирова, 15Ханты-Мансийск
Лопарева, 6Административное здание
1

Одно из самых необычных зданий Ханты-Мансийска придумал голландский архитектор Эрик ван Эгераат. С начала 2000-х годов он разработал множество проектов для российских городов. Один из самых известных — «Город столиц», состоящий из двух небоскрёбов в Москва-Сити.

К созданию Югорской шахматной академии известного иностранного архитектора привлекли потому, что в 2010 году город принимал 39-ю Международную олимпиаду по шахматам. Для такого события требовалось создать яркий объект с узнаваемым художественным почерком. И у Эрика ван Эгераата это получилось. Проект собрал множество премий и положительных отзывов. Плавный чешуйчатый цинковый фасад вызывает множество ассоциаций. Он может ассоциироваться с неопознанным иноземным объектом или даже жидким терминатором.

Ханты-Мансийск
Энгельса, 45Административное здание
3
Строительство крупнейшей в городе гостиницы было приурочено не к Олимпийским играм, как кто-то мог бы подумать, а снова к 39-й Международной олимпиаде по шахматам. Сама по себе архитектура гостиницы не отличается большой изысканностью. Но в её облике хорошо видны тренды конца 2000-х годов: простая геометрия, обилие стекла, аскетичные «шляпки», украшающие крышу, массивность, а главное — эффективное использование квадратных метров.
Западный м-н, Ханты-Мансийск

«Задачей было построить современный северный музей Гуггенхайма» — так амбициозно заказчики и архитекторы отнеслись к этому проекту. И пусть пока что ханты-мансийский «Гуггенхайм» не привлекает столько же посетителей, сколько его зарубежные аналоги, но его с уверенностью можно назвать одним из самых выразительных зданий города.

Музей носит имя заслуженного художника Российской Федерации и почётного гражданина Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Здание получило неформальное название «дом-мольберт». Весь центральный фасад покрывает огромное панно в технике римской мозаики. Оно выполнено по эскизам самого художника и одновременно напоминает работы современных граффитистов и советские монументальные изображения на различных постройках.

Ханты-Мансийск
В этом проекте нет характерных для Ханты-Мансийска региональных мотивов с народными отсылками, но чувствуется дерзновенность, вероятно, вдохновлённая работами знаменитого американского архитектора Майкла Грейвса. Есть в постройке и что-то суровое — куда без этого, если внутри располагается суд. По замыслу авторов, стеклянный вогнутый фасад должен символизировать прозрачность и доступность справедливой судебной системы для людей. Но более выразительно выглядит «скелет» козырька, который не может защитить людей от дождя и снега, а выполняет лишь декоративную функцию.
Чехова, 3Ханты-Мансийск

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.