Здание Политехнического института кожевенной промышленности
Конец 1920-х гг. XX столетия отмечен резким скачком индустриализации, которая требовала подготовленные инженерные кадры. Для их подготовки создавались новые высшие учебные заведения. В числе десятков созданных вузов был открыт вуз с профилем легкой промышленности – Политехнический институт кожевенной промышленности.
Архитектурный стиль конструктивизм 1920-х гг. стал манифестом страны, победившей революции, провозгласившей новые взгляды, в том числе и на форму и функциональность зданий. Места, где занимались образованием людей новой формации, находили прямое отражение в проектах архитекторов-конструктивистов, визуализировавших динамику и энергию жизни молодой страны.
Корпус института решено было построить у Устьинского моста в стиле конструктивизм по проекту архитектора Б. В. Ефимовича. Исторически на территории находились дворы купцов, канцеляристов, дворцовых комиссаров, которые в середине VIII в. были скуплены для палат богатейшего санкт-петербургского купца и промышленника С. Я. Яковлева. Далее постройки Яковлева перепродавались и перестраивались в дворцовые усадьбы, торговые заведения и арендное жилье. В 1880 г. в связи с проектированием Устьинского моста владение (в тот момент Баташевых) было куплено и разделено на два участка для прокладки подъездной трассы. Со временем место было преобразовано в городской толкучий рынок. В 1920-е гг. он назывался Устьинским рынком. Здесь образовалась рыночная площадь с деревянными павильонами, стоявшими рядами по Толкучему проезду и набережной, которая называлась в это время Причальной. В 1932 г. рынок был ликвидирован из-за строительства здания института.
Концепция главного строения института основывалась на рациональной планировке, простоте и ясности композиционного построения фасадов и содержала ряд специфических свойств, таких как нарочитая асимметричность и геометризованность форм. Выразительное положение здания (на углу, возле Большого Устьинского моста и набережной) было подчеркнуто архитектором большим полуциркульным объемом. Наверху цилиндра расположилась главная аудитория института, выделенная большой полосой остекления. Внутренняя планировка здания такова, что учебные кабинеты, рабочие комнаты, административные помещения, а также кафедры ориентированы на остекленный фасад. Несмотря на несомненную выразительность здания, оно было негативно встречено архитектурными критиками, не воспринявшими несогласованность ленточных окон прямоугольного и круглого корпусов. В конце 1970-х гг. эта симметрия объемов и вовсе была искажена надстройками. В настоящее время здание сохраняется в большей степени в первоначальном виде. Центральная часть усложнена дворовыми выступами-ризалитами полукруглой и прямоугольной формы. Последний из них состоял из разновысотных частей: средняя была четырехэтажная, сегодня надстроенная до пяти этажей, проездная арка в торце заложена, так как к нему примыкает новый учебный корпус.