Вылазка за пределы центра, чтобы увидеть грандиозную советскую утопию — ВДНХ. А также — «Рабочего и колхозницу», Музей космонавтики, Останкинскую башню, гостиницу «Космос» и Ростокинский акведук. Зимой здесь заливают самый большой и щедро иллюминированный каток столицы.
Подборка от редакции 2ГИС.
Будет интереснее добраться до ВДНХ не на метро, а монорельсом. Впрочем, формально монорельс обозначается на схемах метро как 13 линия (а значит на него можно пересесть без доплаты). Но при этом он ходит над землёй по высокой эстакаде и даёт возможность осмотреть (и сфотографировать) город с непривычного ракурса.
Запущенный в 2008 году и не оправдавший надежд по количеству пассажиров монорельс время от времени предлагают демонтировать. Не упускайте возможность прокатиться на этом красивом транспорте, который может исчезнуть. Только планируйте поездку с учётом того, что поезд ходит раз в полчаса.
В двух шагах от нового выхода со станции метро «ВДНХ» начинается Аллея Космонавтов. А завершается аллея эффектным монументом «Покорителям космоса». Стометровая, облицованная титаном (идея самого Сергея Королёва) изогнутая, как шлейф ракеты, стела появилась в 1964 году.
В основании стелы работает Музей космонавтики. Среди экспонатов — спутники, космические капсулы, луноходы, личные вещи космонавтов и конструкторов. Есть интерактив: можно испытать себя на настоящих космических тренажёрах, побывать внутри макета части станции «МИР» и попробовать настоящую космическую еду (скажем, борщ из тюбика). Запланируйте на осмотр не менее полутора часов.
Построенная к Олимпиаде-80 с привлечением французских специалистов 25-этажная гостиница, в народе прозванная «полстакана», фигурирует в одной из самых запоминающихся сцен современного российского кино. В блокбастере Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор» по её вогнутому фасаду катается на «Мазде» ведьма Алиса в исполнении Жанны Фриске. В самой гостинице по сюжету располагается штаб тёмных сил.
Гости трёхзвёздочной гостиницы отмечают застывший здесь дух 1980-х и отличный вид на ВДНХ и все достопримечательности неподалёку.
Та самая скульптура Веры Мухиной с заставки Мосфильма, почти 25-метровое изваяние из нержавеющей стали. Скульптуру создали для советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937-го. Там «прекрасные советские гиганты» (как выразился Пикассо) всем понравились.
Через два года «Рабочий и колхозница» вернулись на родину и встали у входа ВДНХ — на постамент, который сама Вера Мухина сочла уродливо низким. Задуманное Мухиной ощущение полёта восстановили только в 00-е годы, когда изваяние очистили, отреставрировали и поставили на высокий постамент. Сейчас в постаменте — музей.
Считается, что Вера Мухина вдохновлялась античными «Тираноборцами» и Никой Самофракийской. В ранних замыслах молодые люди были обнажёнными — опять же в соответствии с античной традицией. Позировали для скультуры 18-летняя телефонистка, танцор балета и строитель-физкультурник.
В середине 1930-х годов появилась идея временной выставки, для демонстрации успехов коллективизации. В следующие несколько лет придумавшего выставку наркома земледелия расстреляли, архитектора сослали. Павильоны строили, сносили (например, за недостаточную торжественность) и строили заново. В 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка открылась — к этому моменту её уже решили сделать постоянной.
В 1950-е годы концепция сменилась на Выставку достижений народного хозяйства. Тогда же построена большая часть самых известных сооружений ВДНХ, включая и арку главного входа, и центральный павильон за ней.
В 1990-е годы ВДНХ пришла в упадок и превратилась в рынок, прозванный «всесоюзной шашлычной». В 1998 году производитель спецодежды одел «Рабочего и колхозницу» в образцы своей продукции и повесил рядом слоган, обещавший всех одеть «оптом и в розницу».
Возрождение ВДНХ началось в 2014 году. С тех пор здесь постоянно идёт реконструкция.
Главные фонтаны ВДНХ — «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос» — появились в 1954 году.
Девушки в оформлении «Дружбы народов» символизируют республики СССР. Почему республик 15, а девушек 16? Из-за Карело-Финской ССР, в которую входили территории, присоединённые после советско-финской войны. К 1956 году отношения с Финляндией наладятся, и в знак того, что СССР не покушается на независимость соседки, Карело-Финскую ССР разжаловали обратно в автономию. Ленточку с герба СССР убрали, а здесь Карело-Финская ССР осталась. Это — девушка с букетом цветов, между Туркменией с хлопком и Эстонией в высоком головном уборе.
Недавно открывшаяся после долгой реконструкции круговая панорама у южного входа ВДНХ — троюродный дедушка IMAX и 5D-аттракционов, кинотеатр с 360-градусным обзором.
История такая: в 1955 году компания Walt Disney запатентовала технологию панорамного кино Circarama (сейчас используется в отдельных аттракционах в Диснейлендах). В 1959 году новинку показали на Американской национальной выставке в Москве. Никита Хрущёв так вдохновился, что собственный советский панорамный кинотеатр разработали и открыли в том же 1959 году. Сейчас здесь показывают как плёночные фильмы с 11 исторических проекторов, так и современные цифровые фильмы, снятые для кинопанорамы.
Интересно, что выстроенная перед «Узбекской ССР» круглая ротонда на тонких колоннах никаких аналогов в узбекской архитектуре не имеет. Есть версия, что архитектор вдохновлялся не экстерьером, а интерьером, традиционным для Узбекистана: столиками на высоких ножках.
Сейчас павильон используется для различных культурных мероприятий.
Большая часть нынешнего ВДНХ построена уже после войны. А этот павильон — из первой инкарнации выставки 1939 года, хотя в 1950-е его вид сильно изменился.
В 1930-е годы это был павильон «Механизация». «Космосом» он стал в 1967 году. И трактора и комбайны сменились спутниками и скафандрами (а также экспозицией «Машиностроительство»). В 1990-е годы большая часть экспозиции погибла, а павильон, как и многие другие, превратился в рынок. В наши дни его реконструировали и в 2018 он снова открылся с экспозицией «Космонавтика и авиация».
С этим павильоном связана, возможно, самая фантастическая история ВДНХ.
С 1954 года это был павильон «Строительные материалы», с 1956 года — «Атомная энергия», а потом «Атомная энергия в мирных целях», с 1964 — «Легкая промышленность», с 1966 года — «Охрана природы».
Во времена атомной экспозиции — во второй половине 1950-х—начале 1960-х — здесь демонстрировался настоящий ядерный реактор на уране-235 мощностью 100 кВт. Экскурсанты любовались эффектом Черенкова — голубым сиянием, возникающим при переходе излучения в видимый свет. Защитой для публики был почти пятиметровый слой воды над активной зоной реактора.
Сейчас в павильоне балетная школа.
Во времена расцвета ВДНХ на ней демонстрировалось множество животных: верблюды и олени, коровы — рекордсменки надоев и свиньи — рекордсменки в наборе веса. За белоснежными колоннами ампирного павильона «Кролиководство» работы архитектора Зайцева жили венские голубые, ангорские, серые великаны и прочие кроличьи породы. Сейчас кроликов здесь уже нет, но остались многочисленные барельефы, изображающие их быт и нравы, так что павильон по-прежнему может стать отличным сюжетом для инстаграма.
На первой городской ферме живут козы, коровы, ослы и всякая домашняя птица, а также еноты и альпака. Их обиталище спроектировали модные архитекторы из бюро Wowhaus, приложившие руку ко многим заметным новым общественным пространствам Москвы: от «Стрелки» до парка Горького.
Городская ферма — не контактный зоопарк, а именно место, где дети и взрослые могут узнать, как ухаживают за животными и растениями (и даже поучаствовать). Кроме хлева и птичника тут есть ещё и сад, огород и творческие мастерские, где учат кузнечному, гончарному и столярному делу. Следите за расписанием лекций и мастер-классов.
Впрочем, многие ценят это место наоборот за возможность предаться тихой сельской лени: для этого тут есть шезлонги и мешки для отдыха на берегу пруда, кафе. И хорошая детская площадка.
Вход — 350 рублей, детям до 3 лет — бесплатно.
Открытый в 2015 году океанариум — самый большой в Европе: более 12 000 морских и пресноводных существ. Гордость океанариума — впечатляющих размеров косатки. Если повезет, можно увидеть их в иллюминаторах огромного бассейна. Также среди обитателей — акулы, нерпы, осьминоги, пираньи, черепахи, рыбки коралловых рифов, осетры и скаты.
Есть зона интерактивных выставок, — например, летом 2021 там проходит мультимедийная выставка «Океан юрского периода», обещающая пусть виртуальное, но зато полное погружение в доисторический океан и знакомство с населявшими его монстрами.
В «Москвариуме» можно поплавать с дельфинами: допускаются дети от 3 лет, цена сеанса — от 11 000 рублей. А ещё здесь проходят масштабные водные шоу с участием дельфинов, котиков, белух и косаток, гимнастов, акробатов, танцоров и даже иногда фигуристов.
Билет в аквариум — от 650 рублей, дети до 3 лет – бесплатно.
25-этажный экспериментальный жилой «дом на курьих ножках» возведён в 1968 году по проекту архитектора Андреева и инженера Заикина. Аналогичные дома есть у метро «Алексеевская» и на Смоленском бульваре. Но этот — самый высокий. Долгое время он вообще был самым высоким панельным зданием в Москве. Экспериментальной была не только высота, но и планировки — они круговые.
Всего в Москве 6 домов на ножках (начиная с построенного в 1930-е дома Наркомфина). Все — культовые.
Мост-водопровод через реку Яузу. Его построили по указу Екатерины II в 1804 году, чтобы спасти Москву от недостатка чистой питьевой воды.
В советское время по акведуку проложили теплотрассу, что плохо сказалось на его здоровье. В 2000-х акведук отреставрировали, снабдили перилами и крышей, открыли для пешеходов. Прогуляться по старинному мосту можно в выходные и праздники. А в остальные дни приятно оказаться и просто в этих местах, на тихих и живописных берегах Яузы.
Расцвета усадьба достигла в конце XVIII века при графе Николае Шереметеве. Именно он построил театр, где играла его будущая жена — крепостная актриса Прасковья Ковалёва-Жемчугова. После смерти графа усадьба пришла в упадок. В 1830-е годы Пушкин писал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...». Несмотря на всё это, в усадьбе сохранились интерьеры (паркет из редких пород дерева, золочёное резное дерево, люстры и другие предметы убранства) и единственный в России деревянный театр XVIII века с подлинной машинерией.
Каменный храм построен в конце XVII века, но много раз перестраивался. Последний раз — в неорусском стиле в 1878 году.
Сейчас дворец-музей на реконструкции: внутрь не попасть.
Главный символ российского телевидения и самое высокое сооружение в Европе (540 метров). Можно подняться на одну из двух смотровых площадок: группы запускают каждый час, с 10:00 до 21:00. По пятницам, субботам и воскресеньям — до 22:00. Билеты продают на сайте и в кассах — чтобы их купить, понадобится паспорт, загранпаспорт или права. Детям — свидетельство о рождении или другой документ.