Главная площадь забайкальской столицы, где проходят все праздники: парад Победы, День города, выпускные. Зимой здесь появляются самая большая в городе ёлка, каток, ледовый городок, горки, световой фонтан.
В начале XX века площадь называлась Новособорной: здесь стоял храм в честь Александра Невского с печальной историей. Его возводили на деньги прихожан, и строительство шло больше 10 лет, причём ещё во время работ на стенах появились трещины, которые скрепили металлическими пластинами. Собор сдали в 1912 году, но уже через несколько лет большевики открыли в нём кинотеатр «Безбожник». В 1930-е храм разрушили, а его кирпичи и камни использовали при строительстве школы №4 и здания штаба военного округа (Лермонтова, 11).
Однако на площади Ленина сохранилось здание-ровесник дореволюционного собора. Это изящный доходный дом купца Полутова (ныне — мэрия Читы). А из советского наследия особенно впечатляет здание управления Забайкальской железной дороги (Ленинградская, 34).
Симпатичное здание с куполом, которое сейчас занимает мэрия Читы, — ровесник разрушенной церкви на главной площади. Это бывший доходный дом влиятельного купца Полутова, построенный в 1914 году в стиле провинциального модерна. Цены на аренду квартир здесь были высокими, а интерьеры — эффектными (например, комнаты украшали и отапливали изразцовые печи производства читинского завода Юдовича).
В то время на первом этаже работали булочная, две кондитерских, бакалейно-гастрономический магазин Ивана Макарова, торгующий алкогольными напитками навынос, и магазин военно-экономического общества, где продавали одежду и аксессуары вроде перчаток и галстуков. Второй этаж занимали коммерческое училище, стоматологические кабинеты, аптека с лабораторией и «Московская фотография» (этот салон считали одним из лучших в городе).
После революции Дмитрий Полутов эмигрировал в Харбин, а в его доходный дом въехали разные министерства и ведомства.
Полутовский квартал — один из символов города. Он ограничен улицами Журавлёва, Чайковского, Бутина и Ленина. Квартал был заложен ещё в план застройки1862 года и сначала принадлежал купцу Михаилу Бутину, который скупал землю, чтобы подстраховаться от банкротства. К концу XIX века он построил здесь 8 домов, а затем продал квартал Полутовым.
Четверо братьев во главе с Дмитрием владели золотыми приисками, мельницей, лесопилками, занимались грузоперевозками, поставкой продуктов и стройматериалов, провели модернизацию Петровского железоделательного завода, на котором когда-то трудились декабристы. А ещё были крупными меценатами.
К 1914 году в квартале построили 17 домов, в которых жили высокопоставленные читинцы (например, губернский казна¬чей, начальница второй женской гимназии и прокурор). Сохранились 12 зданий, в том числе кирпичный доходный дом в стиле модерн 1909 года (Ленина, 100б) и резные деревянные здания (100, 102 и 104). Внутри — полы из кедра, которые служат веками.
Панно на торце этого здания в 2016 году стало камнем преткновения в дискуссии про основание города. Тогда ветеран органов прокуратуры Степан Третьяков оспорил в суде достоверность надписи: «1653. Заложив читинский острог, казаки Петра Бекетова положили начало нашему городу». Он заявил, что автор этой фразы, писатель Георгий Граубин, в книге «Серебряный капкан» признался в ошибочности своего мнения о том, что основатель Читы — Бекетов. И написал, что никакого острога на территории будущей Читы казаки Бекетова не строили. Однако суд постановил, что менять надпись на панно нельзя — это объект культурного наследия.
Изображение появилось при строительстве здания в 1965 году. Кстати, гостиницу возвели специально для Всесоюзного совещания молодых авторов Сибири и Дальнего Востока. В советское время это была строгая серая пятиэтажка, в конце 1990-х в ней сделали капремонт с перепланировкой номеров и обустройством спа-центра, а в 2000-х достроили ещё один ярус.
Старейшее здание Читы, которое помнит ещё декабристов. Они приходили сюда на службы, а Иван Анненков обвенчался здесь с француженкой Полиной Гебль. А ещё в этом храме в 1851 году зачитали указ Николая I о создании Забайкальской области — тогда Чита получила статус города.
Церковь из лиственницы построили в 1776 году. А в середине XIX века она прошла испытания, которым подвергают сегодня старинные здания, закрывая их сайдингом или керамогранитом. По инициативе матери декабристов Муравьёвых храм отремонтировали, а фасад обшили досками, на которых нарисовали... кирпичную кладку.
В советское время здесь были общежитие и соляной склад, а в 1971 году в церкви открыли музей, где можно узнать о том, как происходило восстание, как жили ссыльные на каторге и как они повлияли на развитие края. В коллекции есть личные вещи декабристов и их жён. Но даже если вам не интересна их история, сюда стоит прийти, чтобы посмотреть на необычный сводчатый потолок второго этажа.
Собор возле читинского вокзала — один из самых больших в Сибири и на Дальнем Востоке: высота главного купола с крестом — около 47 метров. Кажется, что он старинный, но его возвели в 2001 году на пожертвования прихожан. Автор проекта — известный читинский архитектор Виктор Кулеш, который создал, например, интересное здание художественного музея 1981 года.
Раньше на этом месте был стадион «Труд». По одной из версий, власти решили построить здесь главный собор, чтобы не возвращать Церкви деревянный храм, в котором работает Музей декабристов.
Интересно, что, несмотря на пышный фасад собора, внутри нет росписи стен и потолка. Говорят, что украсить интерьер планировали, но после строительства оказалось, что внутри здания скапливается традиционная для Читы копоть, которая быстро скрывала бы изображения. Поэтому стены и потолки просто регулярно белят.
В отличие от большинства областных музеев, в читинском нет постоянной экспозиции с картинами признанных мастеров вроде Репина и Шишкина. Но сюда стоит зайти хотя бы для того, чтобы оценить здание в стиле советского модернизма, построенное по оригинальному проекту местного архитектора Виктора Кулеша. К сожалению, в наше время штукатурку закрыли вентилируемым фасадом, что подпортило облик музея. Зато внутри — огромные лестничные пролёты и впечатляющий витраж на третьем этаже. Композицию «Икар» создал Николай Вдовкин для Пятой зональной выставки работ художников Сибири и Дальнего Востока — первой выставки, прошедшей в этом месте. Собственно, ради неё в 1981 году и построили галерею.
Выставка собрала сотни участников из разных городов — от Иркутска до Владивостока. Лучшие произведения сохранили в новом музее, однако сейчас их показывают лишь время от времени. Зато в залах можно увидеть работы молодых авторов и членов местного Союза художников.
Резной терем построил в 1905 году купец Михаил Лукин, финансист и владелец пивоварен. После 1930 года его лишили права собственности — кружевной особняк превратился в коммуналку, ветшал и утрачивал декор. В конце XX века здание отреставрировали: восстановили утраченные элементы крыльца, деревянную лестницу, украшения наличников. Сейчас этот образец городского жилого дома в романтическом стиле русской теремной архитектуры выделяется среди советских и современных многоэтажек.
В 1990 году в бывшем особняке Лукина открыли центр эстетического воспитания детей «Орнамент». Здесь работают детские художественные, музыкальные и хореографические студии.
Гостиницу «Селект» начали строить ещё в 1913 году, но открыли лишь в революционном 1917. Тогда она стала самым комфортабельным отелем Читы. Часть здания в стиле модерн занимал пассаж — модная торговая галерея.
Увы, шикарная гостиница проработала недолго: уже в 1919 году здесь разместили приемную казачьего атамана Семёнова, а в номерах жили японские военные, оккупировавшие Дальний Восток. В 1920 годы здание и вовсе взорвали при отступлении белогвардейцев.
Бывший отель восстановили только в 1931 году, несколько изменив первоначальный проект (например, исчез парадный угловой вход). В советские годы в здании работал обком Коммунистической партии и разные правительственные конторы. То же назначение бывший «Селект» сохранил и сегодня. Здесь работают Министерство финансов Забайкальского края, ЗАГС и другие организации.
Двор дореволюционного отеля неожиданно похож на питерский: здание живописно выставляет на показ причудливые формы из красного кирпича.
Богато украшенный дом ещё называют Дворцом Шумовых. В его эклектичном фасаде есть элемены и барокко, и классицизма. Здание построили для братьев Шумовых — золотопромышленников и меценатов — в 1915 году. До этого, в 1911 году, его макет получил гран-при Всемирной выставки в Париже.
Внутри дворец тоже выглядел шикарно: потолки и лестничные марши украшала лепнина, на стенах были росписи. Среди помещений выделялись зимний сад, библиотека, картинная галерея и бальный зал высотой в два этажа. У дома были собственная котельная и электростанция.
Интересно, что при этом дворец построили не полностью, а лишь на две трети. Помешала Первая мировая война, а затем и революция. Вскоре после неё три брата-золотодобытчика переехали в Америку, и уже в марте 1918 года в их доме прошло заседание советов рабочих. Позже в здании работали разные конторы, в том числе НКВД. А сегодня здесь — краевое управление ФСБ.
В 2007 году во дворце устроили приём для потомков Шумовых — всего собрали 18 гостей
Интересный проект адаптации старинного здания для современных нужд: корпус ликероводочного завода, построенного в 1907 году, стал частью модного торгового центра. Внутри восстановили некоторый декор (в том числе кованые элементы), окна. К основному зданию добавили еще несколько строений в стиле лофт и стеклянный переход. Во дворе и в интерьерах можно сделать красивые фотографии.
Достойна внимания и история самого завода. В начале XX века здесь выпускали водку и ликер, в Первую мировую войну — медицинский спирт для нужд армии, в советские годы — снова крепкие напитки. После перестройки он стал заводом «Экстра» и был успешен: СМИ писали, что его прибыль составляла 30% от доходов всей Читинской области. Но в 2006 году в России провели алкогольную реформу, которая должна была усилить контроль качества алкоголя и прозрачность процессов, и завод тут же закрылся. А в 2014 году его превратили в торгово-офисный центр.
Хоть официально это и не парк, но фактически сюда любят приходить горожане. Здесь можно погулять и побегать среди высоких сосен, позаниматься спортом, покататься на велосипеде и просто посидеть на лавочке (хотя их и мало). Советские постройки неумолимо ветшают, но создают антураж. Здесь есть зона с турниками, футбольное и волейбольное поля, теннисный корт. А зимой на арене заливают большой каток.
К парку примыкает большая сосновая роща, где можно долго бродить по уединённым тропинкам и кормить белок. Весной среди деревьев красиво цветёт багульник.
Живописные скалы у реки Ингоды — это не только хорошее место для прогулок, но и историческая достопримечательность. Здесь археологи нашли стоянки первобытных людей, могильники и наскальные рисунки — всего более 10 объектов. По словам учёных, в Сухотино — самые древние следы пребывания человека в Забайкалье: их оставили около 300 тысяч лет назад. А 20 тысяч лет назад здесь был посёлок из чумов, покрытых шкурами.
Увы, сегодня наскальные рисунки может разглядеть только профессионал: они покрыты современными надписями и гарью от костров. Поэтому, гуляя по этим местам, нужно особенно бережно относиться к природе: любой камень может хранить историю. А погулять здесь стоит: в Сухотино есть и скалы с цветущим весной багульником, и сосновый лес, и берёзовая роща. И, конечно, красивый вид на реку и соседнюю сопку. В общем, здесь можно почувствовать полное единение с природой и сделать эффектные фотографии. При этом сюда легко доехать из города на маршрутке.